Музей как культурно-образовательное подразделение Нижегородского государственного университета им.Н.И.Лобачевского.
Являясь представителем вузовского музея, мне бы хотелось рассказать об опыте музея в рамках образовательного учреждения.
Музей ННГУ имеет славную историю, богатую традициями и в 2005 году он отмечает свое 30-летие. Поскольку музей является структурным подразделением университета, одним из основных направлений его работы является образовательная деятельность. Наш музей - это площадка для проведения лекции, практических занятий, для учебной и производственной практики студентов биофака, истфака (историки, культурологи, музеологи). Музей является базовой структурой для подготовки новых специалистов музейного дела (специальность 021000 «музеология»).
В своей образовательной деятельности музейные специалисты интенсивно используют различные компьютерные и мультимедийные технологии. Специалисты УНЦ «Музеология» применяют потенциал информационных технологий и внедряют их практику преподавания, что позволяет более продуктивно усваивать студентам учебные дисциплины, такие как «История искусств», «История музеев мира», «История архитектуры» и др.
Все сотрудники музея проходят обучение по программе «Информационные технологии в музейной деятельности», организованной сотрудниками отдела ИТСО музея ННГУ.
Относительно молодым подразделением университетского музея является музей науки ННГУ «Нижегородская радиолаборатория». Эта часть университетского музейного комплекса наиболее насыщена информационными и компьютерными технологиями и на его базе проводятся многие публичные мероприятия.
Сегодня в музее науки ННГУ созданы технические условия для чтения лекций с мультимедийным сопровождением, существуют условия для проведения видеоконференций через Интернет. Но музей науки ННГУ не только для студентов и преподавателей университета, он открыт для Нижегородских школьников, других категорий Нижегородского сообщества.
Музей широко использует возможности информационных технологий в работе со своими посетителями и «клиентами».
Нашей самой младшей аудиторий являются посетители музейного торжества – Новогодней радио-елки. На этом празднике бывают родители с детьми самых различных возрастов. Радио-елки в музее науки ННГУ пользуются большой популярностью, поскольку помимо обычного новогоднего театрализованного представления дети могут познакомиться с музеем, поучаствовать в физических опытах, увидеть научно-познавательную новогоднюю мультимедийную презентацию. Например, тема радио-елки 2005 года были различные средства связи. Самым привлекательным моментом праздника является общение в режиме он-лайн с виртуальными персонажами Музея науки, такие как «Лампа-Бабушка» и её внук «Светодиод», или с Дедом Морозом и Снегурочкой. Для этого используется стандартная программа Windows – NetMeeting. Две веб - камеры и доступ в Интернет, делают возможным телеконференцию в режиме реального времени с Новогодним героями представления. Во все время проведения праздника детей и родителей снимают на цифровой фотоаппарат и по окончании праздника все посетители, и участники представления вновь собираются вместе в мультимедийном зале и смотрят папарацци-шоу, и при желании покидая стены музея, получают в подарок CD-ROM с полюбившимися сценами новогоднего праздника. Это очень нравится всем участникам праздника - детям и их родителям. В подготовке и показе Новогоднего представления участвуют сотрудники музея и студенты-музеологи Исторического факультета ННГУ. Насыщенность компьютерными средствами делает праздники более привлекательными для посетителей всех возрастов.
В музее существуют дополнительные театрализованные экскурсии «В гостях у Лампы -бабушки», где помимо традиционного путешествия по экспозиции музея, школьникам показывают увлекательную мультимедийную презентацию по теме экскурсии, этим облегчается работа экскурсовода и восприятие представленной экспозиции.
Музейные мероприятия для школьников и студентов, проводимые с помощью информационных технологий становятся более атрактивными и зрелищными.
Следующей крупной аудиторией музея, помимо непосредственно групповых посетителей музея науки ННГУ «Нижегородская радиолаборатория», являются студенты и преподаватели ННГУ. Студенты начальных курсов всех факультетов вуза в течение года посещают музей науки, где их вниманию представляют мультимедийную презентацию по истории и сегодняшнему положению ННГУ. Эта демонстрация позволяет лучше познакомить молодое поколения с традициями университета и его богатой историей.
На базе музея науки ННГУ проводятся занятия студентов специальности «Музеология». Начиная со 2 курса студенты-музеологи обучаются информационным технологиям в сфере культуры [1]. На 3 курсе у студентов проходит специальный курс «Информационные технологии в музейной деятельности». Занятия ведут преподаватели факультета ВМК ННГУ и сотрудники музея ННГУ.
Освоенные студентами информационные и Интернет - технологии позволяют им создавать собственные информационные и мультимедийные продукты гуманитарной направленности. Студенты-музеологи 3-5 курсов при изучении культурологической составляющей базового компонента своей специальности используют технический парк музея науки ННГУ и имеющийся в музее свободный доступ в Интернет. Полученные знания дают возможность студентам, например, готовить мультимедийные презентации тестовых и зачетных работ для курсов по истории искусств и музеологии или например сегодня студенческие конференции музеологов проходят с обязательным сопровождением докладов мультимедийными презентациями, подготовленных в программе Power Point.
В ноябре 2003 г. открыт информационно - образовательный центр «Виртуальный филиал Государственного Русского музея». Он оснащен новейшей мультимедийной и демонстрационной техникой, видеофильмами, программами на CD-ROM, Интернет - ресурсами ГРМ. Поэтому необходимо отметить, что студенты-музеологи старших курсов вовлечены в деятельность этого информационно - образовательный центра, через подготовку своих собственных искусствоведческих программ для лектория ГРМ с использованием медиатеки центра.
Технические возможности музея ННГУ, квалификация его сотрудников дают возможность расширить сферу деятельности музея, внедряясь в культурное пространство города и региона. Таким примером может послужить проводимый на базе музея ННГУ конкурс – веб сайтов, посвященный «Старому Нижнему» http://www.frc.unn.ru/old_nn , среди учащихся школ Нижнего Новгорода. Конкурс выявил большой интерес среди учащихся к истории Нижнего Новгорода, его прошлому и настоящему. Таким образом, информационные технологии являются инструментом связи между привычной функцией музея – хранения и представления научного и культурного наследия для всех поколений граждан и образовательной функцией вуза. Сегодня музея ННГУ является тем мостом, где встречаются «ученик»-«наука»-«культура»-«наследие».
Подробнее с деятельностью музея ННГУ можно познакомиться на его сайте http://www.museum.nnov.ru/unn.
Сноски: 1. И.В.Кастосов. Программа курса «Информационные технологии в деятельности музея» для студентов и специалистов музеев в Нижегородском государственном университете. //Труды Международной научной конференции «Электронные изображения и визуальные искусства EVA-2001», M. ГТК. 2001, 2с.
|