Раздел "Образование"

Мы живем в эпоху перехода от индустриальной (товаропроизводящей) к постиндустриальной (обслуживающей) экономике. Экономистами и философами разработан ряд моделей постиндустриального общества. Одна из наиболее известных - модель информационного общества.

В индустриальном обществе основная борьба ведется за доступ к благу. Попросту говоря, власть принадлежит тому, кто добрался до нефтяной скважины. Чем меньше тех, кто может качать из нее нефть, тем лучше каждому из них. А если кому-то удается устранить конкурентов и остаться у "крана" в одиночестве, возникает идеальная для него ситуация: он становится монополистом, именно ему принадлежит власть в обществе.

В информационную эпоху ситуация заметно усложняется. По справедливому наблюдению В.Л.Иноземцева, "информация не только наиболее демократичный источник власти", но и наименее демократичный фактор производства, "так как доступ к ней отнюдь не означает обладания ею, …ей присуща избирательность, что… и наделяет ее владельца властью. …Впервые в истории условием принадлежности к господствующему классу становится не право распоряжаться благом, а способность им воспользоваться"1.

В информационном обществе теоретическое знание превращается в один из ключевых источников развития. Основным фактором социальной стратификации становится образование и профессионализм, а главным конфликтом в системе производственных отношений - конфликт между знанием и некомпетентностью.

Эти обстоятельства определяют качественно новое положение образовательных технологий в современном мире.

В сфере обучения принципиальное различие между индустриальным и постиндустриальным обществом выразилось в разделении подготовки кадров и образования. Подготовка кадров характерна для индустриальной фазы общественного развития, когда есть производство (не важно - завод или музей), для которого готовят кадры, встраивая людей в существующую систему. Постиндустриальное общество нуждается в специалистах иной квалификации: ему нужны не "винтики" для готовых структур, а менеджеры - люди способные самостоятельно проектировать такие структуры и управлять ими. Подготовка кадров постепенно теснится образованием, но на сегодняшней день продолжает оставаться самой распространенной технологией обучения. Возможно, в этой двойственности выразилась переходность нашей эпохи.

Уделяя особое внимание организации образовательным программам, АДИТ проявляет инициативы в трех основных направлениях:

  • подготовке кадров, включающей обучение студентов-музеологов в вузах и обучение музейных специалистов в рамках программ повышения квалификации и переподготовки;
  • образованию в строгом смысле этого слова в рамках специализированных проектно-аналитических семинаров;
  • смешанным формам обучения (лекции и мастер-классы в ходе ежегодных конференций, работа информационной и консультационной служб АДИТ и др.).

1 Иноземцев В.Л. "Класс интеллектуалов" в постиндустриальном обществе // Социс, 2000, № 6. С. 74   Наверх к ссылке на сноску

 

Лебедев Алексей Валентинович

Ведущий раздела:
Лебедев Алексей Валентинович

  - главный научный сотрудник, доктор искусствоведения, лаборатория музейного проектирования Российского института культурологии, e-mail: avleb@starnet.ru
Подробнее >>

 
  © АДИТ, 1997-2002