Мы живем в эпоху перехода от индустриальной (товаропроизводящей) к
постиндустриальной (обслуживающей) экономике. Экономистами и философами разработан ряд
моделей постиндустриального общества. Одна из наиболее известных - модель информационного
общества.
В индустриальном обществе основная борьба ведется за доступ к благу.
Попросту говоря, власть принадлежит тому, кто добрался до нефтяной скважины. Чем меньше тех,
кто может качать из нее нефть, тем лучше каждому из них. А если кому-то удается устранить
конкурентов и остаться у "крана" в одиночестве, возникает идеальная для него
ситуация: он становится монополистом, именно ему принадлежит власть в обществе.
В информационную эпоху ситуация заметно усложняется. По справедливому
наблюдению В.Л.Иноземцева, "информация не только наиболее демократичный источник
власти", но и наименее демократичный фактор производства, "так как доступ к ней отнюдь не
означает обладания ею, …ей присуща избирательность, что… и наделяет ее владельца
властью. …Впервые в истории условием принадлежности к господствующему классу
становится не право распоряжаться благом, а способность им
воспользоваться"1.
В информационном обществе теоретическое знание превращается в один из ключевых
источников развития. Основным фактором социальной стратификации становится
образование и профессионализм, а главным конфликтом в системе производственных отношений
- конфликт между знанием и некомпетентностью.
Эти обстоятельства определяют качественно новое положение образовательных
технологий в современном мире.
В сфере обучения принципиальное различие между индустриальным и
постиндустриальным обществом выразилось в разделении подготовки кадров и образования.
Подготовка кадров характерна для индустриальной фазы общественного развития, когда есть
производство (не важно - завод или музей), для которого готовят кадры, встраивая людей в
существующую систему. Постиндустриальное общество нуждается в специалистах иной
квалификации: ему нужны не "винтики" для готовых структур, а менеджеры - люди способные
самостоятельно проектировать такие структуры и управлять ими. Подготовка кадров постепенно
теснится образованием, но на сегодняшней день продолжает оставаться самой распространенной
технологией обучения. Возможно, в этой двойственности выразилась переходность нашей эпохи.
Уделяя особое внимание организации образовательным программам, АДИТ проявляет
инициативы в трех основных направлениях:
- подготовке кадров, включающей обучение студентов-музеологов в вузах и обучение музейных
специалистов в рамках программ повышения квалификации и переподготовки;
- образованию в строгом смысле этого слова в рамках специализированных проектно-аналитических семинаров;
- смешанным формам обучения (лекции и мастер-классы в ходе ежегодных конференций,
работа информационной и консультационной служб АДИТ и др.).

1 Иноземцев В.Л. "Класс интеллектуалов" в постиндустриальном обществе // Социс, 2000, № 6. С. 74

|