1. Организация информационного обслуживания музеев
Как уже было замечено, в настоящее время перед музеями возник ряд сложностей, которые можно решить с помощью использования
современных компьютерных технологий. Возможно, многие подсознательно чувствуют большой разрыв между историческими реликвиями и современной
техникой, некий психологический барьер. Но, по нашему мнению, использование техники в данном случае действительно оправданно.
Попытаемся назвать некие очевидные, на наш взгляд, сложности.
Прежде всего, это сложность ориентирования. Каждый посетитель музея сталкивается с проблемой сложности
ориентирования и поиска в многочисленных залах музея, а также с невозможностью получить всю имеющуюся информацию об интересующем его экспонате.
В музеях, как и в любой другой области, возникает вопрос сложности обслуживания больших потоков посетителей и предоставления
качественного сервиса каждому посетителю, в том числе полной информации о проходящих выставках, стоимости билетов, выборе программы посещения музея.
Кроме того, не все экспонаты удается показать в рамках той или иной экспозиции - многие из них хранятся в запасниках или имеют
состояние, не позволяющее представить их посетителям.
Зачастую площадь экспозиции ограничивает возможность представить все желаемое количество экспонатов.
Все эти сложности приводят соответственно к снижению остроты восприятия посетителей музеев, потере интереса,
некачественному сервису, недостатку информации, и в итоге к снижению общего уровня образованности населения.
2. Возможности использования сенсорных киосков
Как современные технологии могут помочь работникам музеев в решении этих проблем?
У нас есть ответ на этот вопрос - мы предлагаем установить в музеях сенсорные киоски.
Не секрет, что перевод информации в электронный вид значительно упрощает процессы
сбора, ввода, обработки и хранения информации, накопленной в музеях.
Установка сенсорных киосков позволяет обеспечить разные варианты информационно-справочного обслуживания посетителей.
В кассах музея киоск предоставляет информацию о самом музее и времени его работы, о
текущих и будущих выставках, помогает выбрать экспозицию, отвечает на самые распространенные вопросы и позволяет приобрести билеты.
Установленный в холле музея киоск предоставляет общую информацию об экспозициях, о местонахождении того или иного экспоната,
позволяет составить индивидуальную программу посещения и распечатать план расположения залов музея или схему маршрута.
В промежуточных залах, отделяющих экспозиции, киоски помогают определить местонахождение посетителя и выбрать дальнейшее направление.
Киоск, установленный непосредственно поблизости от экспозиции или в самом зале, показывает изображения экспонатов, дает
подробную информацию о каждом из них, а также информацию об экспонатах, не представленных на
экспозиции, но имеющих отношение к тематике выставки.
Сенсорный киоск, установленный в информационном зале музея, предоставляет подробную информацию, посетитель может работать
за ним часами, поэтому в конструкции такого киоска зачастую предусмотрены удобные сидения. Киоск может предоставлять выход в Интернет и
знакомить посетителей с иностранными коллекциями.
3. Мировой опыт использования сенсорных киосков в музеях
Во многих музеях мира для организации справочно-информационного обслуживания посетителей активно используют сенсорные
киоски. Известны примеры установки киосков в Доме истории в Бонне, Лувре, Уфиции во Флоренции, Ватикане, Национальной галерее в Лондоне,
Люксембургском музее истории.
4. Как используют сенсорные киоски в России
На примере Эрмитажа вкратце расскажем о возможностях использования сенсорных киосков.
Проект, который в настоящее время осуществляет компания IBM, состоит из трех тесно взаимосвязанных элементов - это
информационно-навигационные киоски, сайт Эрмитажа, (www.hermitagemuseum.org или www.hermitage.ru) и
библиотека электронных изображений экспонатов музея.
В настоящее время информация о каждом из объектов музея хранится в электронной базе.
Она содержит большое количество информации, и большая часть персонала, занятого в проекте,
работает именно над сбором и упорядочением вносимых в базу сведений. Общее количество
единиц хранения в Эрмитаже составляет около трех миллионов, а на сегодняшний день в базу занесено
приблизительно три тысячи наиболее интересных для посетителей объектов.
В информационном киоске, установленном в Эрмитаже, доступно несколько видов информации:
- план музея, который можно тут же распечатать, с маршрутами стандартных экскурсий,
- раздел "Шедевры музея", рассказывающий о самых известных произведениях,
- план музея с маршрутом от того места, где в настоящее время находится пользователь, до одного или нескольких шедевров.
Работа с киоском не вызывает проблем даже у детей, а следовательно, под силу и
неподготовленным взрослым пользователям. Управление киоском осуществляется простым
прикосновением пальца к экрану монитора и не содержит деталей, которые можно случайно
сломать.
Например, картину Рембрандта "Возвращение блудного сына" с помощью
киоска удается найти в музее буквально через две минуты, пользуясь как планом, так и текстовым
описанием маршрута.
Информация в киоске меняется практически каждый день, отражая при создании
планов музейных маршрутов как содержание и расположение новых выставок, так и наличие
закрытых на реконструкцию залов. Очень много людей уже сейчас пользуются планами при
путешествии по Эрмитажу, так как киоск, решая проблему навигации, отвечает им на два важных
вопроса - где они находятся в данный момент и куда идти дальше, причем первый оказывается даже
более насущным, чем второй.
Кроме описанных возможностей, сенсорные киоски могут предоставлять доступ в
интернет, позволяют проводить интерактивное анкетирование посетителей, дают статистику
запрашиваемой информации.
Сенсорный киоск может быть дополнен любым оборудованием для воспроизведения
информации, обеспечения связи, системами мультимедиа.
5. Примеры использования сенсорных киосков в музеях России
В России только начинается процесс информатизации музеев, и примеров установки
сенсорных киосков пока не так много:
- Эрмитаж в Санкт-Петербурге (сенсорные киоски уже установлены и успешно работают).
- Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль".
Три сенсорных киоска модели "Летучий Голландец" предоставляют посетителям возможность выбрать для себя форму посещения музеев Кремля из предлагаемых.
А также, предварительно подготовиться к посещению, изучив: план территории и расположение исторических объектов на нем.
По каждому из музеев предоставляется историческая справка с возможностью выбрать и виртуально посетить его экспозиционные залы.
- Норильский музей истории.
- Третьяковская галерея в Москве - установлены в зданиях в Лаврушинском переулке и на Крымском валу. Разработаны по индивидуальному проекту. Выполняют фукции электронного мультимедийного гида по залам музея.
- Михайловский (Инженерный) замок Русского музея в Санкт-Петербурге. Предоставляют пользователям возможность увидеть наиболее известные
шедевры музея, прочитать описание и ознакомиться с биографией автора, а также получить информацию о великолепных дворцах в которых расположен музей.
- Соловецкий музей-заповедник. Киоск установлен и уже работает.
- Санкт-Петербургский музей воды.
- Ханты-Мансийский музей Природы и Человека
- Саратовский Художественный музей имени А.Н.Радищева (в рамках проекта Русского музея "Три века Русского искусства")
- Самарский Художественный музей (в рамках проекта Русского музея "Три века Русского искусства")
- Музей компании "Татнефть" в Альметьевске
6. Что такое сенсорный киоск?
Сенсорный киоск - это программно-аппаратный комплекс, в состав которого входит:
- сенсорный монитор в андивандальном исполнении, позволяющий осуществлять доступ к
информации простым прикосновением пальца к экрану;
- компьютер, конфигурация которого зависит от требований к информационной системе и
который может быть соединен с локальной сетью музея;
- прочный корпус, надежно защищающий оборудование от несанкционированного
воздействия (корпус может быть разработан в соответствии с дизайном интерьера);
- программное обеспечение, позволяющее управлять киоском и демонстрировать
информационную систему.
Дополнительно в киоске могут быть установлены:
- принтер для вывода в печать необходимой информации;
- аудио система;
- другое оборудование.
Внешний вид сенсорных киосков и их исполнение могут быть различными: напольные,
настенные, настольные или встроенные варианты на базе CRT или LCD-мониторов, с различными
диагоналями.
Кроме киосков, за которыми работают стоя, существуют и более удобные варианты с
сидениями. В зависимости от функций киоска его конструкция может меняться. Если киоск
предоставляет оперативную справочную информацию - то это напольный вариант, если киоск
знакомит с подробной детальной информацией об экспонатах - это комплекс с удобным сидением.
Внешний вид киоска может быть подобран таким образом, чтобы органично вписываться в
оформление зала. И тогда современное техническое средство не будет выглядеть чужаком среди
исторических экспонатов.
Мы хотим особо отметить, что наша компания готова в тесном сотрудничестве с
художниками-оформителями музея разрабатывать киоски и сенсорные рабочие места для встраивания
в экспозицию любого дизайна и практически из любого материала.
7. Создание информационных систем
Специальное программное обеспечение разрабатывается под конкретный музей. Например,
Пакет программ для киоска Эрмитажа создан специалистами отделения IBM в Хайфе с
использованием языка Java и работает под управлением Windows NT. Информационная система
Эрмитажа содержит планы музея, на которых отмечены музейные маршруты, расположение залов,
в том числе закрытых на реконструкцию; описания экспонатов; удобную систему поиска и навигации.
8. Преимущества использования сенсорных киосков
Сенсорный киоск - это удобное средство предоставления информации посетителям музея. Ни
один человек, даже не знакомый с основами компьютерной грамотности, не испытывает
сложностей в работе с киоском.
При работе с сенсорным киоском посетитель не использует клавиатуру, мышь,
трек-бол, или любое другое оборудование, которое может быть сломано. Корпус киоска надежно
защищает оборудование.
Программное обеспечение киоска обеспечивает безопасность системы и не
позволяет вносить несанкционированные изменения.
Нам было бы интересно услышать Ваше мнение о перспективности этого направления, о
проблемах и задачах, стоящих перед Вами в вопросах улучшения обслуживания посетителей.
Сенсорные Системы
115114, Россия, г.Москва, ул. Летниковская, д.6А, подъезд №2, офис 123
тел.\факс: (095) 543-98-49, 235-95-86
E-mail: info@touch.ru
|