Использование сенсорных киосков для организации информационного обслуживания музеев

1. Организация информационного обслуживания музеев

Как уже было замечено, в настоящее время перед музеями возник ряд сложностей, которые можно решить с помощью использования современных компьютерных технологий. Возможно, многие подсознательно чувствуют большой разрыв между историческими реликвиями и современной техникой, некий психологический барьер. Но, по нашему мнению, использование техники в данном случае действительно оправданно.

Попытаемся назвать некие очевидные, на наш взгляд, сложности.

Прежде всего, это сложность ориентирования. Каждый посетитель музея сталкивается с проблемой сложности ориентирования и поиска в многочисленных залах музея, а также с невозможностью получить всю имеющуюся информацию об интересующем его экспонате.

В музеях, как и в любой другой области, возникает вопрос сложности обслуживания больших потоков посетителей и предоставления качественного сервиса каждому посетителю, в том числе полной информации о проходящих выставках, стоимости билетов, выборе программы посещения музея.

Кроме того, не все экспонаты удается показать в рамках той или иной экспозиции - многие из них хранятся в запасниках или имеют состояние, не позволяющее представить их посетителям.

Зачастую площадь экспозиции ограничивает возможность представить все желаемое количество экспонатов.

Все эти сложности приводят соответственно к снижению остроты восприятия посетителей музеев, потере интереса, некачественному сервису, недостатку информации, и в итоге к снижению общего уровня образованности населения.

2. Возможности использования сенсорных киосков

Как современные технологии могут помочь работникам музеев в решении этих проблем? У нас есть ответ на этот вопрос - мы предлагаем установить в музеях сенсорные киоски.

Не секрет, что перевод информации в электронный вид значительно упрощает процессы сбора, ввода, обработки и хранения информации, накопленной в музеях.

Установка сенсорных киосков позволяет обеспечить разные варианты информационно-справочного обслуживания посетителей.

В кассах музея киоск предоставляет информацию о самом музее и времени его работы, о текущих и будущих выставках, помогает выбрать экспозицию, отвечает на самые распространенные вопросы и позволяет приобрести билеты.

Установленный в холле музея киоск предоставляет общую информацию об экспозициях, о местонахождении того или иного экспоната, позволяет составить индивидуальную программу посещения и распечатать план расположения залов музея или схему маршрута.

В промежуточных залах, отделяющих экспозиции, киоски помогают определить местонахождение посетителя и выбрать дальнейшее направление.

Киоск, установленный непосредственно поблизости от экспозиции или в самом зале, показывает изображения экспонатов, дает подробную информацию о каждом из них, а также информацию об экспонатах, не представленных на экспозиции, но имеющих отношение к тематике выставки.

Сенсорный киоск, установленный в информационном зале музея, предоставляет подробную информацию, посетитель может работать за ним часами, поэтому в конструкции такого киоска зачастую предусмотрены удобные сидения. Киоск может предоставлять выход в Интернет и знакомить посетителей с иностранными коллекциями.

3. Мировой опыт использования сенсорных киосков в музеях

Во многих музеях мира для организации справочно-информационного обслуживания посетителей активно используют сенсорные киоски. Известны примеры установки киосков в Доме истории в Бонне, Лувре, Уфиции во Флоренции, Ватикане, Национальной галерее в Лондоне, Люксембургском музее истории.

4. Как используют сенсорные киоски в России

На примере Эрмитажа вкратце расскажем о возможностях использования сенсорных киосков.

Проект, который в настоящее время осуществляет компания IBM, состоит из трех тесно взаимосвязанных элементов - это информационно-навигационные киоски, сайт Эрмитажа, (www.hermitagemuseum.org или www.hermitage.ru) и библиотека электронных изображений экспонатов музея.

В настоящее время информация о каждом из объектов музея хранится в электронной базе. Она содержит большое количество информации, и большая часть персонала, занятого в проекте, работает именно над сбором и упорядочением вносимых в базу сведений. Общее количество единиц хранения в Эрмитаже составляет около трех миллионов, а на сегодняшний день в базу занесено приблизительно три тысячи наиболее интересных для посетителей объектов.

В информационном киоске, установленном в Эрмитаже, доступно несколько видов информации:
- план музея, который можно тут же распечатать, с маршрутами стандартных экскурсий,
- раздел "Шедевры музея", рассказывающий о самых известных произведениях,
- план музея с маршрутом от того места, где в настоящее время находится пользователь, до одного или нескольких шедевров.

Работа с киоском не вызывает проблем даже у детей, а следовательно, под силу и неподготовленным взрослым пользователям. Управление киоском осуществляется простым прикосновением пальца к экрану монитора и не содержит деталей, которые можно случайно сломать.

Например, картину Рембрандта "Возвращение блудного сына" с помощью киоска удается найти в музее буквально через две минуты, пользуясь как планом, так и текстовым описанием маршрута.

Информация в киоске меняется практически каждый день, отражая при создании планов музейных маршрутов как содержание и расположение новых выставок, так и наличие закрытых на реконструкцию залов. Очень много людей уже сейчас пользуются планами при путешествии по Эрмитажу, так как киоск, решая проблему навигации, отвечает им на два важных вопроса - где они находятся в данный момент и куда идти дальше, причем первый оказывается даже более насущным, чем второй.

Кроме описанных возможностей, сенсорные киоски могут предоставлять доступ в интернет, позволяют проводить интерактивное анкетирование посетителей, дают статистику запрашиваемой информации.

Сенсорный киоск может быть дополнен любым оборудованием для воспроизведения информации, обеспечения связи, системами мультимедиа.

5. Примеры использования сенсорных киосков в музеях России

В России только начинается процесс информатизации музеев, и примеров установки сенсорных киосков пока не так много:

  • Эрмитаж в Санкт-Петербурге (сенсорные киоски уже установлены и успешно работают).
  • Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". Три сенсорных киоска модели "Летучий Голландец" предоставляют посетителям возможность выбрать для себя форму посещения музеев Кремля из предлагаемых. А также, предварительно подготовиться к посещению, изучив: план территории и расположение исторических объектов на нем. По каждому из музеев предоставляется историческая справка с возможностью выбрать и виртуально посетить его экспозиционные залы.
  • Норильский музей истории.
  • Третьяковская галерея в Москве - установлены в зданиях в Лаврушинском переулке и на Крымском валу. Разработаны по индивидуальному проекту. Выполняют фукции электронного мультимедийного гида по залам музея.
  • Михайловский (Инженерный) замок Русского музея в Санкт-Петербурге. Предоставляют пользователям возможность увидеть наиболее известные шедевры музея, прочитать описание и ознакомиться с биографией автора, а также получить информацию о великолепных дворцах в которых расположен музей.
  • Соловецкий музей-заповедник. Киоск установлен и уже работает.
  • Санкт-Петербургский музей воды.
  • Ханты-Мансийский музей Природы и Человека
  • Саратовский Художественный музей имени А.Н.Радищева (в рамках проекта Русского музея "Три века Русского искусства")
  • Самарский Художественный музей (в рамках проекта Русского музея "Три века Русского искусства")
  • Музей компании "Татнефть" в Альметьевске

6. Что такое сенсорный киоск?

Сенсорный киоск - это программно-аппаратный комплекс, в состав которого входит:
- сенсорный монитор в андивандальном исполнении, позволяющий осуществлять доступ к информации простым прикосновением пальца к экрану;
- компьютер, конфигурация которого зависит от требований к информационной системе и который может быть соединен с локальной сетью музея;
- прочный корпус, надежно защищающий оборудование от несанкционированного воздействия (корпус может быть разработан в соответствии с дизайном интерьера);
- программное обеспечение, позволяющее управлять киоском и демонстрировать информационную систему.

Дополнительно в киоске могут быть установлены:
- принтер для вывода в печать необходимой информации;
- аудио система;
- другое оборудование.

Внешний вид сенсорных киосков и их исполнение могут быть различными: напольные, настенные, настольные или встроенные варианты на базе CRT или LCD-мониторов, с различными диагоналями.

Кроме киосков, за которыми работают стоя, существуют и более удобные варианты с сидениями. В зависимости от функций киоска его конструкция может меняться. Если киоск предоставляет оперативную справочную информацию - то это напольный вариант, если киоск знакомит с подробной детальной информацией об экспонатах - это комплекс с удобным сидением.

Внешний вид киоска может быть подобран таким образом, чтобы органично вписываться в оформление зала. И тогда современное техническое средство не будет выглядеть чужаком среди исторических экспонатов.

Мы хотим особо отметить, что наша компания готова в тесном сотрудничестве с художниками-оформителями музея разрабатывать киоски и сенсорные рабочие места для встраивания в экспозицию любого дизайна и практически из любого материала.

7. Создание информационных систем

Специальное программное обеспечение разрабатывается под конкретный музей. Например, Пакет программ для киоска Эрмитажа создан специалистами отделения IBM в Хайфе с использованием языка Java и работает под управлением Windows NT. Информационная система Эрмитажа содержит планы музея, на которых отмечены музейные маршруты, расположение залов, в том числе закрытых на реконструкцию; описания экспонатов; удобную систему поиска и навигации.

8. Преимущества использования сенсорных киосков

Сенсорный киоск - это удобное средство предоставления информации посетителям музея. Ни один человек, даже не знакомый с основами компьютерной грамотности, не испытывает сложностей в работе с киоском.

При работе с сенсорным киоском посетитель не использует клавиатуру, мышь, трек-бол, или любое другое оборудование, которое может быть сломано. Корпус киоска надежно защищает оборудование.

Программное обеспечение киоска обеспечивает безопасность системы и не позволяет вносить несанкционированные изменения.

Нам было бы интересно услышать Ваше мнение о перспективности этого направления, о проблемах и задачах, стоящих перед Вами в вопросах улучшения обслуживания посетителей.

Сенсорные Системы
115114, Россия, г.Москва, ул. Летниковская, д.6А, подъезд №2, офис 123
тел.\факс: (095) 543-98-49, 235-95-86
E-mail: info@touch.ru

 

 

Текст данного раздела подготовлен специалистами компании "Сенсорные Системы". На отечественном рынке компания работает с 1992 г. и успела себя зарекомендовать как надежный партнер по поставке готовых решений на основе сенсорных технологий.

Алексей Лебедев, ведущий раздела "Справочник"
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  © АДИТ, 1997-2004