АДИТ-2005. Тезисы доклада
Тема: "Культурная журналистика в контексте информационных технологий"
Калинина Людмила Леонидовна

Музей и СМИ.
Из опыта работы Радищевского музея со средствами массовой информации.

В постоянно меняющихся условиях современной жизни учреждениям культуры для своего развития приходится искать новые формы взаимодействия с обществом. При этом наиболее важным проводником такого взаимодействия были и остаются средства массовой информации, которые напрямую информируют читателя, зрителя, слушателя о тех или иных культурных событиях и формируют во многом общественное мнение. Поэтому, постоянное взаимодействие со СМИ, выстраивание с ними цивилизованных партнерских отношений, использование новых технологий и методов в работе с обществом является одной из важнейших задач музея, библиотеки, театра, архива и т.д.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева более трех лет назад очень остро почувствовал проблему взаимоотношений со СМИ. Это касалось различных сторон - отсутствия широкой информации о музее в прессе, на радио и телевидении, тенденциозность и непрофессионализм в подаче и описании тех или иных культурных событий, и как следствие, отсутствие должного внимания и интереса к музею со стороны его потенциального посетителя.
Для решения данной проблемы в Радищевском музее было предложено выработать концепцию и программу работ с прессой и разработать модель взаимодействия с нею.
Целью выработки концепции и программы были:
· создание положительного имиджа музея,
· широкое распространение сведений о коллекции и информирование местного сообщества о культурных событиях в музее;
· стремление к удовлетворению потребности социума в интересе к художественной жизни и искусству;
· помощь в становлении культурной журналистике в регионе.
Концепция и программа предполагали проведения работ в трех направлениях:
I. Широкое взаимодействие и установление партнерских отношений с различными средствами массовой информации;
II. Подготовка и проведение различных совместных проектов;
III. Использование новых технологий и методов в работе музея с прессой.

I. Взаимодействие и установление партнерских отношений
со средствами массовой информации
Для реализации этой задачи в музее была проведена необходимая подготовительная работа. Первоначально были структурированы все виды и типы информации, которые используются различными изданиями в своей работе и на основе этой структуризации определены необходимые музейные информационные ресурсы.
Затем была создана база данных всех наиболее значимых газет, журналов, телевизионных каналов, которые в той или иной мере освещали и освещают культурные события в Саратове и Саратовской области в целом. В нее вошли как местные, так региональные и центральные СМИ. База данных включала название и тип издания, почтовые и электронные адреса, телефоны и фамилии редакторов и журналистов, курирующих и освещающих культурные события региона, а также основные публикации по данной тематике.
Всего в базу данных вошло более 150 газет, журналов, радио- и телеканалов.
Полученная база данных и структурированная информация позволили провести анализ и мониторинг самих СМИ и их публикаций, выявить предпочтения в тематике и подаче того или иного события. Вся эта информация явилась затем основой для установления тесных контактов с различными изданиями. В целом весь материал стал хорошим фундаментом для формирования “музейного информационного портфеля”, а в дальнейшем и “информационных пакетов” для той или иной редакции газеты, журнала, теле- и радиоканала, электронного издания и т.п. В процессе постоянных контактов, выявились и различные формы взаимодействия с прессой в виде проведения пресс-конференций, пресс-экскурсий, пресс-клубов, круглых столов, организации интервью по тому или иному культурному событию и т.д.
Все это позволило завязать нормальные партнерские отношения с большинством из редакций, которые стали получать от музея самую исчерпывающую информацию по любой выставке, акции, семинару, конкурсу и т.д. Это резко (в несколько раз) увеличило количество публикаций и передач о музее в местной, региональной и центральной прессе и на телевидении. Если в 2001 году в саратовской прессе Радищевскому музею было посвящено порядка 70 публикаций и передач, то в 2003 году их количество составило порядка 250, а в 2004 году уже превысило отметку в 400 материалов. В настоящее время, практически любое событие, которое проходит в музее или его филиалах обязательно освещается несколькими телеканалами и большим количеством пишущих журналистов области. Стали постоянно появляться публикации о музее и в центральной печати, причем как в специализированных, так и в популярных изданиях, что еще больше способствовало привлечению внимания к нему со стороны общества. Однако, в этом оказалась заслуга не только первого охарактеризованного нами направления, но и двух последующих.

II. Подготовка и проведение совместных проектов с прессой
Со многими редакциями, которые с интересом отнеслись к подобным формам работы с музеем, наши взаимоотношения были переведены совсем на другой уровень. Для этого были подготовлены и реализованы несколько совместных проектов, в которых музей и его сотрудники выступили не только поставщиками эксклюзивной информации для прессы, но и самостоятельными авторами, которые получили возможность высказать свое авторское мнение и довести с помощью прессы напрямую свою информацию до широкого круга общественности.
Примерами совместных проектов являются циклы телепередач “История одного шедевра” на телеканале ГТРК-Саратов и акция ”Счастливый билет” на радио “Эхо Москвы в Саратове”, реализованные во время проведения выставки “Три века русского искусства”, в марте-апреле 2004 года, а также долговременный (2002-2004 г.г.) проект “Радищевский музей”, в виде постоянной еженедельной рубрики в саратовских региональных выпусках газет “Известия”, “Труд” и “Парламентская газета”.
В этих проектах было задействовано большое количество научных сотрудников Радищевского музея, которые своими выступлениями на телевидении и статьями в газетных изданиях профессионально рассказывали о тех или иных событиях в культурной жизни нашего региона.
Кстати, совместный проект Радищевского музея и выше названных газет вошел в число номинантов по номинации “Музей и пресса” на фестивале “Интермузей-2003”, а журналист В.Горечев, курирующий проект со стороны газет, получил Почетный диплом фестиваля. Всего по этому проекту сотрудниками музея было опубликовано более 140 различных материалов и статей различной музейной тематики. Данный проект существует вот уже три года и является прекрасным подтверждением общих интересов между музеями и СМИ.
Не менее интересной формой сотрудничества весной 2004 года явилась и совместная организация двумя музеями - Радищевским и Русским, конкурса среди журналистов, освещавших ход выставки “Три века русского искусства”, которая получила очень широкий общественный резонанс в Саратове и области. Конкурс журналистов выявил новые формы и возможности взаимодействия музеев и прессы и позволил еще больше укрепить доверие и уважение партнеров друг к другу.
В начале 2005 года опыт по организации конкурса для журналистов был продолжен и Радищевским музеем был объявлен новый – посвященный 120-летию открытия музея, которое будет праздноваться 29 июня 2005 года.
В связи с проведением нового конкурса многие саратовские издания сами стали предлагать музею не просто свои статьи, а выходить на их тематические циклы, которые также организуются в виде совместных проектов. Такие проекты музей и его сотрудники ведут сейчас с саратовским дайджестом культуры “Рампа” - по освещению истории создания музейной коллекции и с газетой “Саратов-СП” - по хронологии музея с момента его открытия и до последних дней.
Газета “Неделя области” – предложила своим читателя рубрику “Радищевский музей – от А до Я”, где рассказывает о самых различных сторонах музейной жизни.
Еще дальше пошел саратовский ежемесячный журнал “Что”, где в каждом номере целых три рубрики посвящены музею: «Приятно познакомиться» - о сотрудниках музея, «Лови момент» - фоторепортаж о наиболее интересных событиях в жизни музея и прекрасно иллюстрированная страничка, подробно рассказывающая о том или ином шедевре или художнике.
Безусловно, все эти проекты, число которых множится практически с каждым месяцем, дают очень хороший резонанс и создают привлекательный образ Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева, а также положительным образом влияют на процесс становления культурной журналистики в регионе.

III. Использование новых технологий и методов в работе музея
с прессой и общественностью
В связи с широким распространением в России в последнее время Интернет, перед сотрудниками Радищевского музея в конце 2001 года в концепции и программе была поставлена задача его освоения и использования для поддержания положительного имиджа музея и привлечении к нему внимания, как в России, так и за рубежом.
Для этого были проанализированы все имеющиеся на тот момент в музее web-ресурсы - электронный каталог и его представительский web-сайт, которые, к сожалению, не отвечали поставленной цели. Поэтому, нами был выбран поэтапный путь создания и объединения необходимых web-ресурсов, которые полно и многогранно могли бы охарактеризовать и представить виртуальным посетителям все то, что происходит в музее - какими событиями и какой жизнью он живет. Данный подход неоднократно докладывался нами на различных конференциях и семинарах.
Со временем у нас сложилась общая схема взаимодействия музея со своими пользователями через Интернет, в которой одно из центральных мест занял сайт “Новости Радищевского музея”, через который в данный момент происходит основная коммуникация и оперативное информирование прессы, специалистов, управленцев и широкого круга общественности обо все том, что происходит в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева.
Новостной музейный сайт не только дополнил новыми формами и возможностями проблему взаимодействия музея со СМИ, но и занял свою нишу во взаимоотношении музея с общественностью, ибо напрямую, без посредника стал оперативно предлагать массе пользователей и посетителей эксклюзивную информацию о культурных событиях. Новостной сайт, во многом сам стал средством массовой информации, так как получил своего постоянного читателя (до 400 посетителей в день), а его новости практически каждый день транслируют на своих страницах десятки крупнейших новостных интернет-агентств и информационных порталов по всей России (портал Музеи России, сайт Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Яндекс, Рамблер, информационные агентства Ореанда, Росбалт, Регион.Ру, СарБК, Липки-Инфо и т.д.), многократно увеличивая охват аудитории.
Информационные электронные бюллетени музея дважды в неделю рассылаются по более тысячи адресам в России, а дайджест новостей музея на английском языке еженедельно читают порядка тысячи специалистов и деятелей культуры из тридцати шести стран мира.
Ярким примером того, что сайт “Новости Радищевского музея” во многом стал выполнять функции средства массовой информации, было освещение на нем Всероссийского фестиваля “Интермузей-2004” в мае 2004 года. Во время фестиваля, на сайте, каждый день, практически в он-лайновом режиме, публиковались новости, фоторепортажи, заметки и иная информация о тех событиях, которые происходили в этот момент в Москве. И любой пользователь Интернет мог оперативно получить наиболее полную и развернутую картину его проведения. День за днем, событие за событием.
Всего за шесть дней фестиваля на сайте было опубликовано порядка 50 статей и фоторепортажей, в которых представлено более 160 фотографий, выпущено и разослано по многочисленным адресатам три специализированных информационных бюллетеня.
В целом, за три года музей опубликовал на страницах своего новостного сайта порядка 1000 новостей, репортажей, пресс-релизов, тематических сообщений и иных материалов о самых разнообразных событиях, которые проходили в музее и его пяти филиалах в Саратове, Энгельсе, Балаково, Хвалынске. За это же время на суд читателей и зрителей было представлено около 120 фоторепортажей этих событий, включающих порядка 2500 фотографий, которые дали посетителям сайта возможность воочию окунуться в обстановку разнообразной музейной жизни.
За это же время на сайте опубликовано около 150 эксклюзивных сообщений о событиях культурной жизни, напрямую полученных от партнеров и друзей из других музеев Саратова, Самары, Тольятти, Ярославля, Санкт-Петербурга, Ульяновска, Тархан и других городов России.
Кроме этого, для широкого информирования своего виртуального посетителя на сайте музея представлены восемь постоянно генерируемых оперативных лент новостей культуры от Яндекса, Рамблера, портала Музеи России, сайтов и порталов некоторых регионов - Псков, Санкт-Петербург и т.д., а также ежедневная ART-Хроника художественной жизни страны и мира.
В ближайших планах открытие Интернет-пресс-клуба, где для журналистов и специалистов будет организована виртуальная площадка общения и они смогут высказывать различные точки зрения и публиковать свои материалы по культурной тематике.
Такой подход, наряду с разнообразной тематической и справочной информацией о самом Радищевском музее и его филиалах, его истории и шедеврах, дает возможность прессе получать очень полную и развернутую картину, которая, значительно влияет на формирование положительного имиджа музея, как в средствах массовой информации, так и в обществе в целом.

 

 
  © АДИТ, 1997-2005