Профессиональные стандарты в области информационных технологий. Подходят ли они для музеев?
В системе высшего образования активно проходят процессы, направленные на обеспечение взаимного признания квалификаций и документов о высшем образовании в рамках Болонского процесса. Аналогичные процессы осуществляются и в профессиональном образовании в России, где начался переход на образовательные стандарты, основанные на результатах обучения, выраженных в терминах компетенций.
Профессиональные стандарты призваны обеспечить взаимосвязь рынка труда и профессионального образования, определяя качественные характеристики запроса работодателей на подготовку и повышение квалификации работников, создание систем оценки, требований к аттестации работника, развития систем профессионального образования и профессионального обучения, отвечающих потребности отрасли, организаций и учреждений.
Профессиональный стандарт – многофункциональный нормативный документ, определяющий в рамках конкретной области профессиональной деятельности требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням.
В современной практике в основу разработки профессионального стандарта положен метод функционального анализа, предполагающий «инвентаризацию» определенной области профессиональной деятельности в процессе последовательного описания ее цели, входящих в эту область профессиональной деятельности видов трудовой деятельности и функций в каждом из видов трудовой деятельности. Таким образом, отправная точка формирования стандарта – анализ трудовой деятельности, направленный на выявление функций и требований к качеству их выполнения (в терминах знаний, умений и широких компетенций, включающих в себя такие параметры, как уровень ответственности и автономности/самостоятельности) работниками различных уровней квалификации и должностной иерархии.
Профессиональный стандарт является профессиональным минимум, которому должны соответствовать все работники и руководители отрасли, предприятия\компании могут использовать его как основу для создания своих внутренних\корпоративных стандартов. При этом они могут расширять или уточнять виды трудовой деятельности и функции работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности работников.
В области информационных технологий профессиональный стандарт был создан в рамках проекта, который осуществлялся в соответствии с решением Совета по ИТ при Министре информационных технологий и связи РФ от 5 июня 2006 года при организационной поддержке Мининформсвязи РФ и Ассоциации Предприятий Компьютерных и Информационных Технологий (АП КИТ). Руководители проекта – проректор ГУ ВШЭ Никитин В.В., директор Центра развития профессиональных квалификаций ГУ ВШЭ Машукова Н.Д.
Цель проекта – формирование профессиональных стандартов по наиболее массовым и востребованным профессиям в области ИТ, описывающих должности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы и сертификации в соответствии с квалификационным уровнем. Список профессий, по которым была осуществлена разработка стандартов:
1. Программист
2. Системный архитектор
3. Специалист по информационным система
4. Системный аналитик
5. Специалист по системному администрированию
6. Менеджер информационных технологий
7. Менеджер по продажам решений и сложных технических систем
8. Специалист по информационным ресурсам
9. Администратор баз данных
10. Специалист по цифровой технике
11. Специалист по сборке изделий цифровой техники
12. Специалист по ремонту изделий цифровой техники
Профессиональные стандарты опубликованы на сайте АП КИТ
http://www.apkit.ru\default.asp?artID=5573
Экспертная оценка разработанных стандартов участниками конференции АДИТ-2013 в рамках работы секции позволит выработать профессиональное решение - подходят ли они музеям и насколько учитывают специфику области профессиональной деятельности.
|