Аудиовизуальные и цифровые технологии при создании новых музейных экспозиций XXI века в Великом Новгороде.
Мультимедиа много – музей не просто хороший, а лучший!
Экспозиция «Музейный цех фарфора» в небольшом областном музее –в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли.
Создана в рамках проекта «Синий кобальт уходит в музей», по мнению экспертов лучший реализованный проект VII Грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» в 2010-2011 году, конкурс проводит Благотворительный фонд В. Потанина при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры (АМК).
Открыта для посетителей – март 2011 г.
Площадь помещения – 37 квадратных метров
Экспонатов представлено - 390 единиц
Технические средства: лазерно-светодиодные проекторы, сенсорная панель, экран с переменной прозрачностью, аудиогиды, звуковое оборудование, более 140 светодиодных поворотных светильников, работающих в соответствии со светозвуковым сценарием, видеоконтенты…..
Авторы: специалисты музея; проектирование экспозиции – аудиовизуальное и светотехническое решение - компания «А ТРИ ВИЖН», Ю.А.Ильин (Москва); автор художественного проекта - член Правления Гильдии художественного проектирования России – Л.В.Озерников (Москва).
«Музейный цех фарфора» это экспозиция – впечатление, где мультимедиа-«чудеса» сочетаются с авторскими инсталляциями. Экспозиция соединила блистательное историческое прошлое «кузнецовского» фарфора с советским периодом – выпуском продукции с кобальтовым покрытием, ставшей визитной карточкой мастеров Новгородской земли. Специально созданный свето-технический и звуковой сценарий помогает погрузиться в атмосферу фарфорового завода - обожженный кирпич, ощущение жара и огня, а рядом сверкающие фарфоровые изделия.
«Мультимедиачудеса» в музее, как это происходит…
Прикоснувшись в «кирпичной кладке» информационного киоска можно познакомиться с увлекательной историей путешествия фарфора по миру от Китая до России и побывать на новгородских фарфоровых предприятиях. Подойдя к таинственной «железной двери» под скрип вагонеток и звон фарфора, Вы окунетесь в особую атмосферу фарфорового завода. Заглянув в глазок «пироглаза» можно увидеть, как происходит процесс обжига фарфора. Прямо на «кирпичной кладке» горна (именно так выглядит интерьер помещения) Вы увидите увлекательный фильм про историю «кузнецовского» фарфора и узнаете секреты его изготовления. Грамотное использование технических средств не ради самих средств позволяет зонировать экспозиционное пространство, игрой света и тени менять и дополнять его.
Посетители по-разному реагируют на внедрение мультимедиа в музее. К каждой аудитории здесь свой подход. Мультимедиа в экспозиции позволяет выстроить современную коммуникацию, это диалог: с вопросами и ответами, играми и подсказками, новыми ощущениями и разными видами активностей. Не просто поддерживать созданное, а постоянно развивать через новые формы и услуги, воспитывая лояльного посетителя.
На дворе 2013 год – в музейном цехе демократичная обстановка, новые формы активностей, и ни одна лампочка не перегорела – все как в день открытия Музейного цеха фарфора в Великом Новгороде.
Другая музейная экспозиция «Культурное наследие Новгородских монастырей» была создана в рамках одноименного проекта в 2012 году. Музей стал победителем в грантовом Конкурсе «Музеи Русского Севера», который проводится в рамках Программы ОАО «Северсталь» по поддержке деятельности музеев изобразительного искусства «Музеи Русского Севера». Основная идея этой экспозиции познакомить с новгородскими обителями, влюбить в них, а потом отправиться, в теперь уже реальное путешествие, по выбранному для себя маршруту.
Как в 3-х небольших залах разместить материалы, которые расскажут о новгородских монастырях?! Если учесть, что в Великом Новгороде и его окрестностях 64 монастыря, и пусть из них только 25 монастырей с сохранившимися и воссозданными постройками. В экспозиции представлены полотна новгородских художников, архивные документы, фотографии. Это информация о том, как развивались новгородские монастыри, начиная с XII века: в составе Древней Руси, во времена Новгородской Республики, Московской Руси и в Петровские времена.
В экспозиции можно полистать страницы электронной книги и посмотреть на экране плазмы тематические документальные и художественные фильмы, а в электронных фоторамках исследовательские материалы по каждому памятнику. Причем по дизайну технические средства совсем не выпадают из общего интерьера, а играют вспомогательную роль и служат основной задаче — более полному раскрытию художественных достоинств экспонируемых в музее произведений искусства. Эта экспозиция – бюджетный вариант, если говорить о финансировании. Здесь ставились и иные задачи.
Лучшее не всегда враг хорошего…
Техника не ради техники – в основе музейный предмет или коллекция. Главный герой экспозиции – посетитель. В настоящее время в музей приходит посетитель нового типа – человек отдыхающий, и современные музейные работники должны понимать то, как привлечь его в музей, как удержать внимание, удовлетворить потребности и создать эффективные формы коммуникации с ним. И дети, и взрослые ждут от посещения музея ярких впечатлений, эмоциональных всплесков.
Мультимедиа много – это огромный труд команды специалистов музея, подчиненный единой цели, команды работоспособной, творческой.
Новые экспозиции в Государственном музее художественной культуры Новгородской земли стали мощным стимулом в использовании современной мультимедийной техники всеми учреждениями культуры в Новгородской области, и это позволило вывести музей на новый, более современный уровень.
|