АДИТ-2013. Тезисы доклада
Тема: "07. Культурное наследие удаленных территорий и доступ к нему"
Лебедева Наталья Ивановна
  Ханты-Мансийск РФ
  Югорский государственный университет
  доцент кафедры истории
  Тел.: +79129010018
  E-mail: stephania_l@mail.ru

Использование ресурсов по культурному наследию сети Интернет в процессе изучения гуманитарных дисциплин

IT-революция радикально изменила ритм и образ жизни людей, способы получения и презентации информации, в первую очередь это коснулось молодых людей и сферы образования. В данном сообщении я пытаюсь обобщить опыт работы со студентами высших учебных заведений на протяжении последних полутора десятилетий.

В течение данного периода мне посчастливилось работать со студентами Омского государственного, Омского педагогического, Алтайского и Югорского университетов при подготовке специалистов по искусствоведению, истории, музееведению, культурологии, менеджменту социально-культурной деятельности, журналистике и техническим профессиям.

Начиная с середины 2000-х годов в обучении студентов неуклонно возрастает роль компьютерных технологий и обращений к ресурсам в сети Интернет. Общая тенденция отказа молодежи от традиционной книги в гуманитарных дисциплинах, вероятно, сильнее, чем в точных науках. Даже в том случае, если по дисциплине есть отличные учебники, ряд монографий, статьи в журналах и все они доступны в библиотеках вузов в научных библиотеках города, студенты выбирают интернет-ресурсы, в лучшем случае, пользуясь оцифрованным вариантом рекомендованных книг и журналов. Но чаще сего они обращаются к "Википедии" или блогам любителей искусства и архитектуры.

Отмечу наиболее востребованные ресурсы Интернета по конкретным дисциплинам, материалы которых так же привлекаются мной при подготовке к лекциям. По "музееведению" это, прежде всего, портал музеев России - museum.ru и Российской музейной энциклопедии. Среди множества отличных сайтов отечественных музеев особо отмечу насыщенные разнородной информацией и удобные в навигации сайты Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина - arts-museum.ru и Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН - http://www.kunstkamera.ru/.

По предметам «Охрана культурного наследия» и «Всемирное культурное наследие под охраной ЮНЕСКО» незаменимы сайты Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО http://unesco.ru/ru/?module=news&action=theme&id=2, где представлены документы данной организации и Описание объектов культурного наследия в виртуальной энциклопедии «Чудес света» - http://unesco.ru/ru/?module=pages&action=view&id=56, а так же сайт, представляющий Международный совет по охране памятников и исторических мест (ИКОМОС) http://www.icomos.org/fr/. На сайте ЕКОВАСТ http://www.ecovast.ru/abouts.htm представлены глубокие и выверенные публикации сотрудников Российского института культурологи. Привлекателен своей общественной значимостью сайт «Центральный совет Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» - http://www.voopik.ru/our-heritage/practice/organization/detail.php?ELEMENT_ID=1634. В рамках тезисов невозможно описать все ресурсы. Усилия всех людей, пропагандирующих и сохраняющих культурное наследие, заслуживают огромной благодарности.

Отметим особенности создания презентаций студентами разных специальностей: искусствоведы пытаются подобрать как можно большее количество визуального материала, среди историков находятся любители наследия Африки, менеджеры культуры ищут пути воздействия на аудиторию, например, сопровождают презентации музыкальными произведениями, а «технари» дают возможность различных путей навигации в процессе представления памятника архитектуры и искусства.

Технологии изменяют систему обучения современной аудитории, так как студенты не только получают информацию, которую ей преподносят музеи и организации охраны памятников, они участвуют в создании своих форм видения, освоении нового опыта, в совместном творчестве.

 

 
  © АДИТ, 1997-2013