АДИТ-2013. Тезисы доклада
Тема: "08. Развитие ИТ в учреждениях культуры. Региональный фактор"
Загоскин Денис Владимирович
  Томск
  Национальный исследовательский Томский государственный университет
  Доцент
  Тел.: (3822) 5348-21
  E-mail: denzag@mail.ru
 
Пэк Юлия Викторовна, замеситель директора Пуровского районного краеведческого музея

Некоторые особенности концептуального проектирования мультимедийной игры для постоянной экспозиции Пуровского районного краеведческого музея

Д.В. Загоскин, Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск,
Ю.В. Пэк, Пуровский районный краеведческий музей, г. Тарко-Сале

1. В 2006 году А.Б. Лагутин, тогда – сотрудник Российского института культурологии Минкультуры РФ, выступив модератором одного их круглых столов на АДИТ-2006 (Соловецкие острова) впервые ввёл в оборот термин «малобюджетная информатизация». Этот термин в известном смысле зафиксировал границу между двумя трендами информатизации отечественного музейного дела, вполне проявившимися к середине 2000-х годов.
Один из них подразумевал модернизацию музейной деятельности на базе дорогостоящих комплексных технологических решений, требующих не менее дорогостоящего аппаратного обеспечения. Этот путь мог бы оказаться перспективным для крупных федеральных или региональных музеев, чьи учредители располагают достаточными средствами и имеют при этом мотивацию к модернизации своих музейных учреждений по соображениям укрепления собственного имиджа. Другой описывал судьбу внедрения информационных технологий в малых музеях, не имеющих учредителей со столь высоким уровнем имиджевых амбиций, а потому не готовых тратить на информатизацию своих учреждений большие средства.

2. Прошедшие семь лет достаточно наглядно свидетельствуют, что постановка вопроса о тренде «малобюджетной информатизации» была вполне оправданной. Значительное число малых музеев в регионах страны действительно востребуют решения, соответствующие признакам этого тренда. В числе этих условий можно назвать:
- локальный характер этих решений. Они представляют собой информационно-технологические продукты, улучшающие не весь комплекс процессов основной деятельности музея, а его отдельные стороны (например, сегмент учётно-хранительских операций или работу постоянной экспозиции)
- относительная простота. Эти решения реализуются на достаточно простом и доступном аппаратном и программном обеспечении
- относительная дешевизна

3. Решения в духе «малобюджетной информатизации» активно внедряются в работу небольших муниципальных музеев на Тюменском Севере. Учредителям этих музеев вполне по карману необходимое оборудование и программное обеспечение, и соответствующие услуги. Особенно активно этот процесс идёт в сегменте учётно-хранительских операций. Так, в муниципальных музеях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа практически сто процентов муниципальных музеев в малых поселениях уже обзавелись автоматизированными системами учёта фондов. Сходные процессы происходят и в сегменте мультимедиа для экспозиций.

4. С позиций подхода «малобюджетной информатизации» определённый интерес в этом сегменте представляет следующее обстоятельство. Проблему разработки мультимедиа для малых музеев представляют не программные и аппаратные решения (они-то, как раз стандартны и относительно просты), а разработка содержательной стороны.
Одной из таких проблем является концептуальная и сценарная разработка мультимедийных экспозиционных приложений, в том числе и интерактивных культурно-просветительных игр. Опыт показывает, что условно такие игры можно разделить по их сюжетной основе на «тематичские» и «обзорные».
Первые имеют в своём сценарии доминирующую сюжетную линию. Такой, например, является интерактивная игра «Путешествие Ян-Тэта за оленьим стадом», созданная в своё время Музеем городской истории Музейно-ресурсного центра г. Ноябрьска совместно с Томским государственным университетом. Исходной задачей разработки этой игры было представление в экспозиции музея мифологии коренных жителей Ямала – ненцев. Эта задача была решена через сюжет путешествия пользователя по трём мирам мифологического мира ненцев, где условиями и целью этого путешествия (изначальный «безоленный»статус пользователя и необходимость собрать оленье стадо) были мотивированны его встречи и диалоги с различными мифологическими существами, в которых эти существа рассказывали о себе в режиме монологического «самопредставления» и в режиме своих вопросов пользователю. Все необходимые транслируемые смыслы были заложены в этих монологах и диалогах. И все они (за малым исключениям) относились только к теме ненецкой мифологии.
Проект интерактивной компьютерной игры, реализуемый сегодня Пуровским районным краеведческим музеем совместно с Национальным исследовательским Томским государственным университетом, имеет целью представить в экспозиции музея комплексный сложносоставной объект – муниципальное образование «Пуровский район», которому в 2012 году исполнилось 80 лет. Эта целевая установка ориентирует разработку концепции и сценария игры на «обзорный» характер. В её основе должно находиться несколько сюжетных линий, которые при этом не могут ранжироваться по принципу более или менее приоритетных, а должны функционировать друг от друга независимо, но при этом внутренне связанно. Только это позволит представить район, как целостный объект, проявляющий себя в разнообразии явлений и сохраняющий, тем не менее, внутреннее единство. Проект «Создание условий для внедрения информационных технологий в практическую деятельность – реализация медиапроекта – игры-квеста по истории Пуровского района» реализуется в рамках окружной долгосрочной целевой программы «Культура Ямала (2011-2015 гг.)» . И участие в таких программах - наверное единственный выход для малобюджетных музеев. Ведь другие музеи Ямала - г. Ноябрьска и г. Губкинский - создали свои мультимедийные игры также в рамках финансирования целевой программы. Игра рассчитана на детскую и подростковую аудитории музея и её основной задачей является формирование и укрепление коммуникации между музеем и посетителем – ребёнком и подростком, которые, играя в нее, погружаются в мир своей малой родины.

5. По состоянию работы над концептуальным и сценарным проектированием этой игры на сегодняшний день обозначается следующий подход:
- единство сюжета игры (а следовательно и внутренняя целостность объекта показа) задаётся мотивом путешествия. Пользователь должен проделать определённый путь, на котором ему предстоит решить задачи/ответить на вопросы, по результатам чего он сможет «получить прописку» в качестве постоянного жителя Пуровского района. Этот путь не обязательно должен жёстко коррелировать с реальным географическим пространством или линейным историческим временем. Вехами данного пути являются знаковые явления, синтез которых образует актуальный образ района, а именно:
- уклад жизни традиционных жителей территории – ненцев, существовавший задолго до индустриального освоения Ямала, подвергшийся многочисленным влияниям этого освоения, но не исчезнувший под этим влиянием, сохранивший свою жизнеспособность
- процесс индустриального (нефтегазового) освоения края (середина-вторая половина XX в.), - фактор, определивший сами основы современного общества Пуровского района, сформировавший в конечном счёте основы современной жизни на этой земле
- процесс укоренения населения на территории Пуровского района в современности. Этот процесс выражается в истории становления города Тарко-Сале – районного центра и постоянного городского поселения, в становлении социально – бытовой инфраструктуры, обеспечивающей постоянную жизнь и воспроизводство социума, в развитии образования и культуры, как базовых условий формирования и проявления человеческого капитала края.

6. Через эти три масштабные реалии, работающие в игре, как «пространства» для движения пользователя предполагается представить Пуровский район, как социально-культурное единство, обладающее внутренней исторической, этнографической, экономической и культурной спецификой. Эти же реалии рассматриваются, как базовый принцип, который может быть положен в основу уровневой структуры игры. Каждый уровень будет соответствовать одной из вышекуказанных знаковых явлений и получит соответствующие графические решения, использующие визуальные материалы из отражающих их коллекций Пуровского районного краеведческого музея. В настоящее время для каждого из этих уровней разрабатывается пространственное оформление, персонажи, их образы, монологи и диалоги, сюжетно-событийные ходы. На каждом из этих уровней будет предусмотрена система бонусов и штрафов для пользователя, причём на каждом уровне она будет по особому решена содержательно и визуально.

7. Тем самым в рамках одного малобюджетного мультимедийного продукта для музейной экспозиции планируется интегрировать три большие темы музейного представления. Пользователь получит возможность комплексного знакомства с краеведческой спецификой Пуровского района, а музей – представить в этом продукте материалы из многих фондовых собраний. Сдача мультимедийной иры в эксплуатацию запланирована на ноябрь 2013 г.

 

 
  © АДИТ, 1997-2013