Дополненная реальность в мемориальном музее
В настоящее время различные визуальные медийные образы являются неотъемлемой частью существования современной социальности. Они формируют взаимодействия социальных групп и их культурную идентичность.
Развитие трехмерной графики и сопутствующих технологий дает возможность расширить, совместить и дополнить материальную реальность виртуальными образами. В 1990 году ученым Томом Коделом был предложен термин «дополненная реальность» (англ. augmented reality, AR). Самые распространённые примеры дополненной реальности – параллельная лицевой цветная линия, показывающая нахождение ближайшего полевого игрока к воротам при телетрансляции футбольных матчей, стрелки с указанием расстояния от места штрафного удара до ворот, нарисованная траектория шайбы во время хоккея и т. п.
Применение технологии дополненной реальности в российских музеях довольно редкое явление. Один из экспонатов в экспозиции Музея Мирового океана – «Виртуальный архив парусных кораблей российского флота начала XVIII – середины XIX века» – выполнен с помощью данной технологии. Государственный Русский музей выпускает полиграфическую продукцию с нанесением QR-кода, который позволяет получать он-лайн доступ к информации о произведениях искусства: фильмам, историческим справкам, аудиорассказам, важным ссылкам.
Проект «Дополненная реальность в музее-усадьбе В.И. Сурикова» представляет собой визуализацию музейных предметов фонда Музея-усадьбы В.И. Сурикова с применением технологии дополненной реальности. На основе фотофиксации предметов быта, представленных в коллекции, смоделированы аутентичные 3D-объекты. Впоследствии 3D-модели интегрированы в среду трехмерного движка и адаптированы для визуализации с использованием технологии дополненной реальности. Данный проект адресован широкому кругу пользователей, а также учреждениям культуры и образования. Его основная цель – популяризация музейного содержания и историко-культурного наследия.
|