Открытый доступ к цифровым коллекциям музея: за или против?
Когда я размышляю над этой проблемой, мое музейное сознание начинает страдать раздвоением личности.
Как заведующая сектором учета и хранения, я рефлекторно занимаю охранительную позицию, столь свойственную традиционному музейному сообществу, которая гласит: чем меньше о музейном предмете знают посторонние, тем он сохраннее. Такое мнение имеет под собой некоторые объективные основания. Известны случаи в музейной практике, когда кража стала следствием обнародования информации о музейных предметах, в том числе и в сети Интернет. Соприкасается с этой позицией и другая традиция, господствующая в музее, о некой исключительности знания научного сотрудника о бережно хранимом и изучаемом музейном предмете и коллекции, нечто сродни «праву первой ночи». Эта позиция имеет также и законодательную поддержку в статье 36 федерального закона «О музейном фонде РФ и музеях в РФ». Тенденция эта иногда доводится до абсурда, когда учитывая будущие гипотетические интересы музея, до изучения коллекции вовсе не допускаются не только сторонние исследователи, но и свои же коллеги.
При анализе ситуации в целом, выходя за рамки собственно охранительной позиции, начинаешь понимать, что она приносит больше вреда, чем пользы, т.к. становится тормозом в развитии музея. По разным данным, экспонируется в музеях не более 5-10 % музейного фонда, что существенно ограничивает наши конституционные права на доступ к национальному достоянию. Понятно, что материальная база музеев не позволяет экспонировать музейные коллекции в полном объеме. Тогда возникает вопрос, а возможны ли альтернативные варианты? Представление общественности информации о музейных предметах в цифровом формате частично бы решило проблему доступа, популяризации наследия, поступления средств в бюджет музея за счет продажи изображений, привлечения потенциальных посетителей в реальный музей рекламой завлекательных программ и музейных редкостей, дало бы толчок к обмену научной информацией в широком профессиональном сообществе. С другой стороны, массовое общедоступное представление цифрового музейного наследия в сетях поставило бы новые проблемы: необходимость учета интересов правообладателей, безопасность музейных собраний, отсутствие опыта, желания и мотивации у большинства сотрудников музеев в создании цифровых ресурсов, в их пополнении, актуализации и обмене.
Несмотря на мое настойчивое желание видеть музей открытым и доступным, я понимаю, увы, охранительная тенденция еще долго будет преобладать…
|