Проблема управления музейными ресурсами в свете достижений электронной каталогизации музейных фондов (на примере музеев Сургутского района)
Л.В. Степанова, Управление культуры, молодёжной политики и спорта Администрации Сургутского района, г. Сургут
Д.В. Загоскин, Национальный исследовательский Томский государственный университет, г. Томск
Успехи электронной каталогизации музейных фондов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, наблюдаемые в последние три года, с одной стороны, дают в руки музейного сообщества автономного округа действенные рычаги для разнообразного и плодотворного использования ресурсного потенциала музейных предметов и коллекций. С другой стороны – они заставляют всерьёз задуматься об актуальном состоянии этого потенциала, о готовности наших музеев к полноценному использованию возможностей, которые открывает массовая электронная каталогизация. На муниципальному уровне особенно хорошо заметны проблемы, которые вскрывает как сам ход работ по этой каталогизации, так и сложившаяся практика публичного оборота музейных ценностей.
В подведомстве Администрации муниципального образования «Сургутский район» находятся три музейных учреждения:
- Музей природы и человека в д. Русскинская
- Историко-краеведческий музей имени П.С. Бахлыкова в пос. Угут
- Хантыйский этнографический музей в г. Лянтор
Совокупный музейный фонд в этих музеях в 2012 отчётном году составил 18923 единицы хранения. Из них 16139 единиц хранения числятся по категории основного фонда, и, следовательно, являются официально признанным движимым культурным наследием. Важно отметить, что и совокупный и основной музейный фонд в музеях Сургутского района увеличивается достаточно быстрым темпом. Так, совокупный фонд с 2010 года увеличился на 8%, а основной фонд за тот же период времени – на 7,7 %. При сохранении таких темпов роста, в перспективе долгосрочного прогнозирования (до 2025 года), музейный фонд в муниципальных музеях Сургутского района удвоится. Соответственно, вырастут и постоянные затраты на его хранение, обеспечение учёта, мероприятия по безопасности, а также расходы на реставрацию и консервацию.
В электронные каталоги по итогам 2012 г. внесено 52,2 % основного фонда музеев Сургутского района. Это несколько меньше, чем по автономному округу в целом, вместе с тем, темпы формирования электронных каталогов в музеях района позволяют предполагать полную электронную каталогизацию этих фондов в течение ближайших пяти лет.
Таким образом, и физические и электронные музейные фонды Сургутского района растут довольно быстрым темпом. В этой перспективе особую актуальность получает проблема эффективного использования сложившегося в районе музейного фонда, обеспечение социальной отдачи от его комплектования, хранения, оцифровки и электронной каталогизации. Возрастающие расходы на эти процессы должны сопровождаться получением социально-полезных эффектов, необходимых как поселениям, в которых расположены данные музеи, так и Сургутскому району в целом.
Деятельность музейных учреждений района должна быть развернута в сторону планомерного и целенаправленного производства таких эффектов, и этот принцип должен стать основой для концепций развития каждого из музеев, подведомственных Сургутскому району.
Говоря о социально полезных эффектах от деятельности музеев мы не имеем в виду постановку им задач на извлечение валовой, бухгалтерской, а тем более чистой прибыли. Музей в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26.05. 1996 г. № 54-ФЗ не может создаваться ради извлечения прибыли и в этом смысле является планово убыточным предприятием. Это, однако, не значит, что к его деятельности не могут быть применены нефинансовые критерии эффективности. Эти критерии должны отражать способность музеев решать (или содействовать решениям) общественных задач в социально-гуманитарной сфере жизни поселений и района, которые можно сгруппировать в следующие направления:
развитие индустрии туризма и гостеприимства
- политику выстраивания внешнего имиджа поселения или территории
- развитие научных исследований по профильным научным дисциплинам
- поддержка образовательных процессов на различных уровнях системы образования
- укрепление местной гражданской идентичности, поддержка процессов формирования гражданской солидарности, культурного многообразия и патриотизма.
- организация культурно-образовательного досуга граждан
Все эти задачи в разной степени актуальны для Сургутского района и поселений – мест дислокации музеев Сургутского района, а потенциал музеев позволяет добиваться положительных результатов по каждому из этих направлений, используя главный производственный ресурс музеев – предметы и коллекции из их фондов. Именно фонды – главная специфическая черта музеев, как учреждений культуры и именно они – тот ресурс, который позволяет музеям делать то, что не в состоянии дублировать никакое другое учреждение культуры. Важно понимать – музеи не должны подменять в своей деятельности учреждения культуры другой специализации, например, культурно-досуговые. Хотя музеи и могут использовать культурно-досуговые и образовательные форматы, как инструменты в своей работе, эти инструменты должны опираться на ресурсы музейных предметов и коллекций, - и на соответствующие операции с музейными предметами и коллекциями. А политика управления музейными фондами (их комплектованием и использованием в выставочных, образовательных досуговых и иных форматах) должна стать основой для концепций развития музеев. Только в этом случае музей смогут выдавать максимально возможную социальную пользу. Электронная каталогизация как раз открывает большие перспективы для развития активных операций с музейными фондами и позволяет выстраивать на возможностях электронного фондового ресурса достаточно адекватные стратегические программы развития учреждений.
Следует, однако, признать, что музеи Сургутского района сегодня не готовы ни к разработке и внедрению полноценных концепций развития, ни к выходу на непрерывное и форсированное производство полезных эффектов в направлениях, соответствующих их потенциалу. Есть основания считать, что это положение дел касается не только физических музейных фондов, но и формирующихся по ним электронных ресурсов. Причина этого – в том, что музеи (и их учредители) слабо представляют себе реальное состояние сложившихся музейных фондов, их реальную ценность и реальные возможности.
Эта проблема свойственна не только Сургутскому району. Федеральные проверки сохранности музейных ценностей и мониторинги их результатов в 2007-2008 гг по всей стране выявили низкое качество сложившейся структуры формирования и изучения коллекций в музеях, что непосредственно и негативно влияет и на качество их использования. Не миновала эта проблема Ханты-Мансийский автономный округ-Югру. Так, в 2011 году во время работы по массированной оцифровке музейных фондов для регионального Госкаталога в 16 музеях автономного округа командой исполнителей было выявлено до четверти от общего объёма предметов с очевидно низкой ценностью для внешнего брендирования своих поселений и региона в целом (хотя и имеющие перспективы с точки зрения решения музейными средствами других задач) - значки, марки, открытки, купюры и тд, явно дублирующиеся в фондах множества музеев не только Югры, но и других регионов России. Такое положение дел во многом обусловлено низким качеством управления процессами комплектования и изучения фондов в музейных учреждениях. Так, комплектование фондов осуществляется без планомерной и целенаправленной научной основы, без осознанных критерев отбора, без осмысленной экспертизы, пассивно (не по инициативе музея, а путем приема всего, что приносят сдатчики – в дар, или реже – на продажу). Наличествующие в фондах предметы никак не осмыслены с точки зрения их значения и возможностей использования для поселения, района региона. Концентрированное представление о возможностях собственных фондов и возможных путях их использования в решении общественных задач, удовлетворении общественных ожиданий – отсутствует полностью. Музеев Сургутского района это касается в полной мере.
Вместе с тем рост внимания общества и власти к музеям, процесс тотальной каталогизации музейных фондов для Госкаталога Югры и Российской Федерации, все более жёсткая увязка бюджектного финансирования и достижения социальных результатов делают осмысление реально существующего потенциала музейных фондов все более важной задачей. Без её решения не получатся ни работоспособные концепции развития музейных учреждений Сургутского района, не создание и внедрение социально востребованных форм музейной работы, ни интеграция музеев с образованием и туризмом, ни востребованная властью воспитательная работа с населением. Если мы не знаем ценность собственных фондов – мы не можем в музеях делать ничего реально полезного.
Для решения вышеописанной проблемы необходимо реализовать комплеск мер, позволящих сформировать правильные и реалистичные представления о ценности фондов наших музеев, а именно:
- массированное и планомерное изучение имеющихся фондов, их подробное научное описание и целенаправленнное устранение сложившихся дефектов в действующих в музеях системах учёта фондов (корректировка атрибуций, воссоздание легенд, исправление описаний)
- анализ потенциала каждого предмета и каждой коллекции в плане их возможного использования для решения актуальных общественных задач.
- группировка, ранжирование и каталогизация предметов по критерию установленной общественной ценности.
Такая работа позволит в результате:
- выявить предметы, реально отражающие ключевые для поселения, района, региона связи, процессы, явления и события и «мусорные» предметы, эти параметры не отражающие, дублирующиеся с фондами других музеев, поселений, регионов.
- выявить и зафиксировать уникальные предметы, редкие (раритетные) предметы и массовые предметы
- ранжировать их по угрозе утраты – выделить предметы с необратимым риском утраты, трудно восстановимым риском утраты и восстановимым риском утраты. Тем самым – определить приоритетность и очерёдность физической защиты предметов, их реставрации и консервации.
- выявить и зафиксировать предметы, обладающие признаком мемориальности различного уровня – от отдельной семьи до мирового значения.
На основе результатов этой работы станет возможным:
- проектирование назначений по возможному использованию для каждой выявленной группы предметов: по общественно значимым направлениям (туризм, имиджевая политика, досуг граждан, воспитание гражданской идентичности, развитие патриотизма и гражданского мира, и тд.) по формам работы (на выставках и в экспозициях, в культурно-образовательных акциях и тд.), а также по тематике.
- переоценка фондов по категориям хранения. В первую очередь – перевод явно ценных предметов из вспомогательных фондов в основной фонд. Во вторую очередь (как бы ни было это сложно) – перевод явно малоценных предметов из основного фонда во вспомогательные.
- разработка объективно необходимых для музеев, поселений и района критериев последующего комплектования фондов. Разработка программ комплектования фондов для всех трех музеев. Разработка планов (годовые, трех, пятилетние и тд.) для всех трёх музеев.
- на основе результатов оценки и программ комплектования – разработка и утверждение перспективных концепций (стратегий) развития каждого из трех музеев района.
В результате этих мер качество управления музейным фондами (как в части их комплектования и изучения, так и в части их использования) достигнет уровня, позволяющего полноценно управлять музеями района в целом, направлять их имеющиеся фонды на реализацию самых насущных с точки зрения общества и власти задач, реализовывать любые нужные проекты – либо понимать, что те или иные проекты невозможны по причине недостаточности фондового потенциала музея – и восполнять эти недостатки путём целенаправленного и обоснованного комплектования.
|