АДИТ-2012. Тезисы доклада
Тема: "26. ОиП: Применение ИКТ. Взаимодействие с аудиторией через интернет"
Гольденберг Михаил Леонидович
  г.Петрозаводск, Росс
  БУ "Национальный музей Республики Карелия"
  директор
  Тел.: 8142 780240
  Факс: 8142 780240
  E-mail: goldengora@yandex.ru

Блог как коммуникативный канал музея

Блог как коммуникативный канал музея

Сегодня много пишут и говорят о коммуникационных проблемах общества . Интернет оказал и будет оказывать колоссальное влияние на коммуникативные связи личности. Музейное сообщество всегда заботилось о расширении своего влияния в социальных сетях. Одним из важных каналов влияния музейных публикаций является блогосфера
В статье пойдет речь о блогах директора Национального музея Республики Карелия. Их два. Блог-платформами для них являются сайты http://rk.karelia.ru/history/ и http://gazeta-licey.ru/content/blogcategory/115/219/.
Первый блог имеет название «Времена с Михаилом Гольденбергом», а второй скорее представляет собой авторский блог.
Идея первого блога включала в себя публикацию фотофонда Национального музея Карелии. Фотография сопровождалась небольшим постом объемом в 400 – 600 слов.
Целью блога было не только расширение коммуникативной сферы музея, его популяризация в социальной сети, но и формирование исторического сознания. Как научить внимательно «читать» исторические фотографии? Для этого надо формировать особое историческое зрение.
Отбор фотографий регламентировался их исторической ценностью. Они не просто запечатлевали какое-либо событие, передавали атмосферу времени.
Анализировался жанр фотографии, ее естественность или постановочность, одежда людей, их настроения, внешний вид, взаимоотношения. Иногда можно определить примерную дату съемки и другие элементы атрибутирования фотографии как исторического документа.
В тексте поста уделялось внимание историческим аналогиям, закономерностям и особенностям происходящего. Все это делалось как провокация диалога, который читатели ведут в комментариях. Иногда он выливался в полилог. Сами комментарии, а иногда их бывало около 100, требуют отдельного анализа потребителей блогосферы. В них очень полезно увидеть дискуссионные возможности коммуникационного общества, уровень культуры общения, степень интереса к музею, истории, а порой и отношение к личности директора музея.
В статье анализируется эффект блога как коммуникативного средства. Статья поднимает проблему коммуникативного сообщества блога, уровня культуры дискуссии, состав посетителей.
Блог на блогхостинге Интернет-газеты «Лицей» носит просветительско-образовательный характер. В нем я публикую статьи о музейной педагогике «Кто сегодня сестра?» , «Понедельник – день духовный» , статьи на публицистические темы, об историках России, статьи о Годе отечественной истории, рецензии на фильмы и спектакли. Активно участвую в спецпроекте на этом сайте, посвященном Великой отечественной войне.
Статья раскрывает как оба блога используются и средством дистанционного обучения. Студенты историки-музеологи принимают участие в комментариях., им даются задания написать рецензию, проанализировать комментарии т.д. Некоторые из них стали авторами сайта, расширив и омолодив его авторский спектр.
Автор убежден, что участие в блогосфере сегодня актуально для любого научного работника музея. Оно расширяет коммуникативные возможности музея, служит каналом для публикации и пополнения музейных фондов, транслирует в социум проблематику музеологии и в конечном счете приводит к повышению востребованности музея в обществе.

Сноски:
 
1. Луман Н. Что такое коммуникация? // Социологический журнал – 1995. – №5., Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001. – 488 с., Соколов А. В. Общая теория социальной коммуникации - СПб, 2002 – 364с., Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность – М.: Academia 1995. – 256 с.(103-113)., Хабермас, Ю. Теория коммуникативного действия.//Вестник Московскогоуниверситета. Серия 7 : Философия. – 1993 – №4 – Стр. 43-63.
2. http://gazeta-licey.ru/content/view/2081/219/
3. http://gazeta-licey.ru/content/view/2121/219/

 

 
  © АДИТ, 1997-2012