Музейная критика: в поисках жанра
Тезисы доклада
Почти во всех сферах культурной жизни существует институт критики. Критика бывает архитектурной, художественной, литературной, театральной... Но не музейной. Почему-то о музеях, как о покойниках, принято говорить хорошо или ничего. Открывается новый музей. Заходишь - смотреть страшно. Миллионы рублей выкинуты на помойку. Берешь газету: "Какое счастье: еще один музей распахнул двери для посетителей!" Я же хочу несколько умерить гром фанфар и предложить вниманию коллег некоторые критические наблюдения по поводу музейных проектов.
В общем контексте музейной деятельности проекты занимают не такое уж большое место, и, тем не менее, начать хочется именно с них. В жизни любого, самого передового учреждения львиную долю составляют функционирование и воспроизводство. Их обеспечивает известная управленческая технология, именуемая планированием. Ведь по определению планирование – это управление операциями. А проектирование – это управление инновациями. Его и не должно быть много, ибо слой развития всегда тонок. И все-таки он необходим, ибо, если мы перестанем думать о будущем, его у нас и не будет.
Думаю, что разбор типовых ошибок музейных проектов может пойти на пользу нашему профессиональному цеху.
|