АДИТ-2010. Тезисы доклада
Тема: "17. Круглый стол Музей. Игра. Образование"
Пашнина Ирина Ивановна
  Краснодар
  Краснодарский государственный унивеситет культуры и искусств
  доцент
  Тел.: 861-275-62-44
  E-mail: ipash@rambler.ru

Использование эвристического потенциала метаданных музеев в учебном процессе.

Использование эвристического потенциала метаданных музеев в учебном процессе.
Широкое внедрение информационных технологий в сферу образования и культуры позволяют в полной мере использовать эвристический потенциал мировых информационных ресурсов в области искусства как метод повышения эффективности процесса обучения. В настоящее время практически каждый преподаватель вуза в той или иной степени обращается к цифровым (на CD, DVD) или сетевым ресурсам для подготовки и проведения занятий. В полной мере это касается преподавания гуманитарных, искусствоведческих дисциплин, а также привлечения в качестве иллюстративного и фактографического материала музейных электронных каталогов и экспонатов.
Сами музейные работники отмечают, что эти ресурсы предназначены, кроме внутримузейного применения, для самой разнообразной аудитории: научной, образовательной и просто любительской. Наиболее быстрый, дешевый и массовый способ сделать их общедоступными – размещение в сети Интернет. В то же время размещение подобных ресурсов на каком-либо Интернет-сервере еще не означает, что доступ к ним станет легким и массовым, потребитель тут же найдет в них релевантную информацию. Тем более что бесплатно предоставлять доступ к обзору своих коллекций в цифровом виде музеям просто невыгодно, а пользователям не имеет смысла платить за несколько электронных репродукций, если выяснится, что они не в полной мере соответствуют запросу.
Проблема эта не нова, назрела задолго до получения широкого доступа к Интернет в нашей стране. Так, еще в начале девяностых годов прошлого столетия нами была разработана, внедрена в отделе искусств Краснодарской краевой юношеской библиотеки электронная картотека изографии, широко использовавшаяся впоследствии в образовательных целях, как в самой библиотеке, так и в учебном процессе в Краснодарском государственном тогда еще институте искусств и культуры. С помощью картотеки студенты не только легко могли найти нужную репродукцию, используя соответствующие дескрипторные поля, но и сами активно работали над ее пополнением, в частности, на практических занятиях по библиографии искусства, расписывая альбомы репродукций ведущих музеев мира. Таким образом мы пытались внедрять эвристический метод обучения, обращаясь музейным коллекциям и создавая прообраз того, что сейчас определяется лапидарным понятием «метаданные».
В информационных процессах трудно переоценить роль метаданных: они используются при каталогизации, учете, статистической обработке и анализе. Именно с помощью метаданных потенциальный потребитель продукции или услуги может оценить ее релевантность. В настоящее время рынок мультимедийных данных и услуг, связанных с их предоставлением пользователям развивается быстрыми темпами. Но, как известно, наличие больших объемов информации становится преимуществом только тогда, когда появляются механизмы их эффективного использования. Для того, чтобы управлять процессами создания, хранения, обновления и обработки данных, а затем оптимального и выгодного применения, необходимо формировать метаданные.
В настоящее время, пожалуй, нет необходимости создавать библиографию изографии: эти функции, наряду с множеством других, как раз и способны осуществить полноценные метаданные музеев. Опыт работы в вузе позволяет утверждать, что в процессе преподавания гуманитарных дисциплин (разработке лекций, практических заданий и т.п.) современный преподаватель широко использует вторичные информационные ресурсы. Если еще 15-20 лет назад это, как правило, были музейные каталоги, путеводители и другие издания на традиционных носителях, то в настоящее время это преимущественно электронные, сетевые варианты: электронные каталоги и базы данных, содержащие разнообразную мультимедийную информацию. Но размещение их в сети Интернет, не смотря на относительную дешевизну, общедоступность этого способа, далеко не всегда делает его релевантным запросам потенциальных пользователей. Именно обращение к метаданным музеев, как первый этап работы с информационными ресурсами музеев, поможет узнать о каталоге: где и когда он опубликован, чему он посвящен, насколько уникален, кем создан, насколько каталог полон, какие типы информации содержит и прочие характеристики всегда очень важные в процессе поиска любой информации.
На сайте Института развития информационного общества в разделе «Культура» предоставляется возможность получить информацию о разработке метаданных для музеев, архивов, библиотек. Метаданные для музеев пока состоят из четырех элементов: VRA - базовые категории визуальных ресурсов ассоциации визуальных ресурсов; Object ID - Защита культурных объектов в глобальном информационном обществе; MIDAS - Стандарт данных для инвентаризации монументов; CDWA - Категории для описания произведений искусства. Описание каждого из этих элементов (см. http://www.metadata.ru) внушает надежду на возможность в ближайшем будущем обращаться и преподавателям, и студентам, в частности, к полноценным базам данных по искусству, созданным в соответствии с и содержащим схематическое представление требований и допущений, включенных в дисциплину «История искусства». Причем, если внедрить все категории CDWA, то можно будет оперировать не только объективными данными, но и «субъективными интерпретациями». Огромный эвристический потенциал заложен в разработках VRA, категории описания объекта в котором включают тип, название, измерения, материал, технику, автора, роль, дату, имя репозитория и его местоположение, инвентарный номер, текущее положение, исходное положение, стиль, период, группу, национальность, связанные работы и типы, дополнительные замечания и пр.
Хотелось бы верить, что в скором будущем полноценные метаданные отечественных музеев станут важной составляющей учебного процесса.

Сноски:
 
Институт развития информационного общества, 2005-2010. – Режим доступа: http://www.metadata.ru. – Загл. с экрана.

 

 
  © АДИТ, 1997-2010