АДИТ-2010. Тезисы доклада
Тема: "03. Пленарное заседание Культурное наследие – путь к единству"
Дремайлов Александр Викторович
  Москва
  Музеи Московского Кремля
  заведующий научно-производственный отделом информационных систем
  Тел.: (495) 695-42-01
  Факс: (495 695-42-01
  E-mail: avd@kremlin.museum.ru

Информационные технологии в музее приносят доход?!

Уже многие российские музеи (Кунсткамера www.kunstkamera.ru, Государственный Эрмитаж www.hermitagemuseum.org, Музеи Московского Кремля www.kreml.ru и т.д.) представляют в Интернет электронные каталоги изображений музейных предметов. Электронные каталоги имеют развитый инструмент для поиска. Кто потребители этих каталогов? Конечно, прежде всего, люди, заходящие на музейные сайты с целью образовательного досуга. Очень интересно найти на сайте Кунтскамеры изображения старинных фотографий о жизни жителей Ивановской области. Но только ли ради удовлетворения досуговых потребностей музеи создают электронные каталоги изображений музейных предметов? Зарубежный опыт показывает, что главной целевой аудиторией, на которую рассчитан электронный каталог изображений, являются издательства периодических изданий, авторы публикаций в области культурного наследия, этнографии, искусства, флоры, фауны и т.п. И всем этим потребителям нужны цифровые файлы высокого разрешения для печати. Помогают ли музейные электронные каталоги этим потребителям? Несомненно! Теперь любой автор или издатель может сам отобрать необходимые для статей изображения. Но что дальше? Дальше все по старинке… Необходимо созваниваться с музеем, ехать в музей, еще раз отбирать эти изображения, заключать договор и т.д. В общем, огромная потеря времени и не всякое издательство или автор способны на это терпение…

Компания КАМИС начала разработку программного модуля «Заказ изображений» для Кунсткамеры и Музеев Московского Кремля. В качестве практического примера был взят программный модуль заказа изображений Лондонской национальной галереи http://www.nationalgalleryimages.co.uk/. Пользователь сможет зарегистрироваться и открыть свой виртуальный «личный кабинет». Все отобранные в электронном каталоге изображения пользователь может хранить в своем «личном кабинете». Затем, по мере необходимости, можно оформлять заказ, в котором указываются необходимый размер и разрешение цифрового файла, тираж издания, территория распространения издания, коммерческая или некоммерческая направленность издания. По этим параметрам автоматически рассчитывается цена за право предоставления изображения по гибким тарифам. Договор формируется автоматически. Вот только электронная подпись пока не используется и технология электронных платежей (web-money, карта VISA и т.п.) не применяется, поэтому договор придется посылать по почте и оплату производить по счету от музея. Конечно, в этом направлении надо работать, но пока в целом в России отсутствует культура электронных подписей и электронных платежей.

Но что дальше? Интуиция подсказывает, что с отдельными музеями будут работать отдельные издательства, которые хорошо знают это музей, представляют диапазон его коллекций, знают музейный адрес в Интернет, в конце концов. А как поступать издательствам или авторам, которые плохо представляют, в каком музее точно находится нужное для них изображение? Та же интуиция подсказывает, что надо объединяться! Создавать объединенные порталы цифровых изображений музеев России. Международные прецеденты есть, например, французский коммерческий портал Art-pictures http://www.photo.rmn.fr, который администрирует Ассоциация национальных музеев Франции.

Высший пилотаж, когда создаются международные объединенные коммерческие музейные порталы. К таким можно отнести, в частности, портал «Музейные изображения» http://www.museum-images.com/, в котором располагаются 33 источника авторских прав, в частности, один из России – Государственный Исторический музей.

 

 
  © АДИТ, 1997-2010