АДИТ-2010. Тезисы доклада
Тема: "03. Пленарное заседание Культурное наследие – путь к единству"
Пролеткин Игорь Викторович
  Саратов
  ПРЦ НИТ СГУ
  начальник отдела ГИС
 
Шпак Мария Евгеньевна -з ав. отделом по развитию
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева

Калинина Л.Л.
- зам. генерального директора по связям с общественностью и информационным технологиям
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева


Несколько PR-шагов музея в Интернете

Аббревиатура PR обычно расшифровывается как "Public Relations" - связь с общественностью. Неудивительно, что тем, кто не являются специалистами в области PR иногда сложно понять для чего это нужно.

Постараемся ответить на этот вопрос.

Одно из самых распространенных определений PR – это формирование общественного мнения, создание репутации и управление репутацией организации.

PR должен обеспечивать эффективный диалог между организацией и ее целевой аудиторией, формируя и поддерживая позитивный образ, репутацию ее услуг и ключевых сотрудников.

И самое главное - PR - это непрерывная деятельность, состоящая из последовательности действий, подчиненных единой цели и объединенных долгосрочной программой, рассчитанной на длительный срок.

Современные исследования показывают, что более 90% руководителей различных организаций уверены в необходимости поддержания репутации для успешного развития бизнеса, почти 80% утверждают, что хорошая репутация в огромной степени способствует росту продаж товаров и услуг, а 60% считают, что PR оказывает существенное влияние на привлечение внимания к деятельности фирмы и соответственно продукции (http://www.gi.ru/marketing/pr/PRword).

Таким образом, PR - это управленческая деятельность или лучше сказать - профессиональное управление репутацией компании.

Не малое значение для всего этого приобрел Интернет – тот новейший “инструмент”, который очень бурно и эффективно стал использоваться различного рода структурами для своего продвижения.

Многим руководителям различных организаций приходиться с нуля объяснять, что такое PR-кампания в сети Интернет? Но не малое их число уже понимают, что в Интернете обитают миллионы их потенциальных пользователей, что хорошо бы и там как-то провести PR-кампанию.
PR в Интернете – это создание и развитие обсуждений по тому или иному бренду или услуге в Интернет-сообществах.

Можно подобрать тематические сообщества (форумы, блоги и блог-сообщества, группы в социальных сетях и проч.), где обитает целевая аудитория, те, кому может быть интересен предмет раскрутки. И уже в этих тематических сообществах заводить разговоры про Ваш продукт, попутно рассказывать о его преимуществах и недостатках конкурентов.

PR-кампания в Интернете – это сбор клиентской базы и создание постоянного контакта с потенциальными клиентами. Т.е. задача PR-кампании - собрать аудиторию, которой вы будете управлять.

Сама PR-кампания заключается в том, чтобы создавать приемы и способы постоянного контакта с аудиторией. А имея постоянный контакт, Вы сможете предлагать свои новые услуги и сможете вовлекать новых посетителей. Можно сказать, что PR-кампания в сети Интернет – это действия направленные на стимулирование продаж и расширение клиентской базы, через информирование потенциальных клиентов о своем товаре/услуге, используя уникальные возможности сети Интернет.

Но возникает очевидный вопрос, как организации культуры и конкретно музеи могут использовать PR-технологии в своей деятельности?

Постараемся на него ответить.

Организация и проведение работ в современных условиях невозможно без использования новых информационных технологий и информатизации музея в целом. Об этом говорит как опыт зарубежных музеев, так и переход на передовые технологии наиболее крупных музеев России. Тем более это необходимо в сегодняшнее время, когда технологии становятся определяющими не только в музейном деле, но и в образовании, бизнесе, управлении и других многочисленных направлениях человеческой деятельности.

Эта проблема напрямую касается и одного из крупнейших и старейших музеев России – Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева.

Радищевский музей, являясь одним из ведущих художественных музеев России, до недавнего времени (начало 2000-х годов) оставался практически не продвинутым в информационном плане. Его колоссальные и уникальные культурные и исторические ценности были представлены в основном на стендах и экспозициях музея или пылились в запасниках. Не использовались возможности представления своих коллекций и выставок через сеть Интернет.
К имеющимся в сети материалам и созданным сайтам, рассказывающим о культурных ценностях музея, сам музей не имел практически никакого отношения. Не были освоены в должной мере современные средства связи по получению и распространению информации. Большинство сотрудников имело слабое представление, что такое новые информационные технологии и практически не владело работой с компьютером. Все это приводило к отрицательным последствиям, преобладанию традиционных, но уже неэффективных методов работы музея, старым формам предъявления культурного ресурса и отсутствию его в виде информационного ресурса. В связи с этим был очень узок круг потенциальных пользователей музея и музейных экспозиций.
Однако, при этом, надо отметить, что музей пользовался популярностью не только в России, но и за рубежом. На это указывали частые посещения музея видными деятелями культуры и науки из Америки и Западной Европы, политической и культурной элитой России, что говорит об уникальности его музейных ресурсов. Актуальность проблемы, дополнилась тем, что основное здание музея, построенное более века назад, значительный срок находилось на реконструкции, которая длилась несколько лет, и поэтому были необходимы неординарные шаги и решения, позволяющие музею освоить не только реальное музейное пространство, но и смело внедряться в информационное пространство, чтобы не отстать от других крупных музеев России.

Не имея возможности в течение нескольких лет распоряжаться основным реальным музейным пространством, музей должен был искать свой выход в новое информационное пространство. В этом пространстве можно было бы найти и нового посетителя, а также осваивать новые методы и способы работы и увидеть свою перспективу на ближайшие годы.
В июне 2001 года в Радищевском музее возникла идея организации «Музейного ресурсного центра» - структуры, которая взяла бы на себя процесс освоения и внедрения новых технологий и создания на их основе информационных ресурсов музея. Подобные структуры к этому времени уже существовали в некоторых музеях в различных регионах России: Москве, Санкт-Петербурге, Карелии, Тульской области, Красноярске, Ноябрьске и т.д. Их опыт и наработки говорили о насущности и актуальности данной проблемы, хотя и показывали неоднозначность пути своего формирования и развития.

Еще одним фактором, который также повлиял на идею создания «Музейного ресурсного центра» стал план реорганизации музея и организации на его базе «Музейного объединения», в которое должны были войти кроме музея А.Н. Радищева, музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова и дом-музей Павла Кузнецова в г. Саратове, картинная галерея А. Мыльников в г. Энгельсе, дом-музей Петрова-Водкина в г. Хвалынске, картинная галерея в г. Балаково, а со временем и некоторые другие музеи Саратовской области.
Создание такой серьезной и крупной структуры могло бы дать всем перечисленным музеям уникальный шанс объединить свои ресурсы и использовать их в соответствии с современными требованиями.
В развитие возникшей идеи, в июле 2001 года в Радищевском музее были разработаны Концепция и подробная Программа, рассчитанные на несколько лет, а в августе того же года был создан Проект по созданию и развитию «Музейного ресурсного центра».

Целью «Музейного ресурсного центра» было определено формирование единого информационного поля, в котором должны тесно сотрудничать и взаимодействовать музей и другие культурные институты, происходить осуществление единой информационной политики и стратегии развития музейной сферы.

Среди основных задач «Музейного ресурсного центра» были намечены:
• внедрение и продвижение современных информационных технологий и методов работы в музейную сферу;
• координация информационной деятельности музея и его филиалов;
• стимулирование инновационной активности и готовности;
• перевод культурного ресурса региона в информационный ресурс.
При этом, оставленные цели и задачи базировались на Концепции, подготовленной сотрудниками музея и специалистами из Поволжского регионального центра новых информационных технологий Саратовского государственного университета.
Данная концепция:
• интегрировала интеллектуальные возможности и культурные ресурсы музея, и технологии и опыт по созданию информационных ресурсов центра;
• вскрывала основные направления деятельности “Музейного ресурсного центра” и его внутреннее содержание;
• охватывала и систематизировала не только реальное пространство самого музея, но и учитывала современные тенденции развития и вхождения музейного сообщества в сеть Интернет;
• намечала пути и механизмы развития и взаимодействия как между ресурсной и технологической составляющей, так и внутри каждой из них;
• отражала перспективу развития “Ресурсного центра” на ближайшие годы.
Основными пунктами принятой Программы, являлись:
• инвентаризация фондов музея и его филиалов и организация на современном уровне внутренней работы по их сохранению и использованию;
• перевод имеющихся в музее культурных ресурсов в информационные, как для работы внутри музея, так и для работы с пользователями;
• постоянное наращивание информационных ресурсов и создание системы электронных фондов и каталогов;
• создание системы интерактивной связи с потребителями нашей информации;
• вывод музея с помощью информационных технологий за пределы Поволжского региона и включение его в мировое информационное пространство;
• участие в различных проектах, грантах, конкурсах и других формах негосударственной поддержки культуры;
• технологичное проведение PR-кампаний музея и иных форм предъявления культурного ресурса;
• постоянное повышение квалификации сотрудников и использование для этого новых информационных технологий, способов и методов обучения;
• модернизация системы управления музеем и его филиалами.
Выполнение Программы «Музейного ресурсного центра» предполагало насыщение его разнообразными информационными ресурсами и их дальнейшее использование в работе музеев. Наращивание информационных ресурсов и использование новых информационных технологий должно было способствовать продвижению музея на российский и мировой уровень.
В Проекте, который объединил Концепцию и Программу работ по созданию «Музейного ресурсного центра» были прописаны несколько этапов: концептуальный, организационный, информационный и управленческий, постепенное прохождение которых позволило бы привести в целом к созданию самого “Музейного ресурсного центра”. То есть, с самого начала мы понимали, что его создание это длительный процесс по переводу музея на новое информационное направление развития.
Но, исходя из разработанной программы, нами, одновременно, была предложена собственная интернет-стратегия музея, которая включала в себя несколько последовательных PR-шагов.

Шаг первый. PR-едисловие.

Время – определяет массу параметров!
В июне 2010 года Радищевскому музею исполняется 125 лет! Это первый провинциальный художественный музей России. Он старше Русского музея и Третьяковской галереи. В 1885 году его основал внук А.Н.Радищева - Алексей Петрович Боголюбов - замечательный художник-маринист, просветитель и меценат. Радищевский музей имеет одну из лучших в России коллекций русской и зарубежной живописи. Ну и что спросите Вы? В чем проблема?

Шаг второй. PR-облема.

Действительно в чем? А в том, что имея такой приличный возраст и такую замечательную и уникальную коллекцию, Радищевский музей, входя в новые условия существования, должен на них как-то реагировать. Мы же прекрасно чувствуем и ощущаем, как изменяется наш мир. И кроме реального мира появился и мир виртуальный.

Шаг третий. PR-остранство.

XXI век с его высокими технологиями принес нам новое пространство - виртуальное. В офисы, школы, ВУЗы, библиотеки и музеи, в том числе. И если мы это не поймем, не оценим и к этому не отнесемся должным образом, то окажемся на задворках современной цивилизации. При этом, каждое из пространств не заменяет, а только дополняет предыдущее, и они развиваются по своим законам и принципам и простой и механический перенос уже существующих моделей и форм развития в новые, недавно возникшие не приводит к должному успеху. Поэтому, необходимы принципиально новые механизмы и новые модели, адаптированные как под реальное, так и под виртуальное пространство. Но для того чтобы его освоить мы должны были применить и новые проектные технологии и предложить новый проект развития.

Шаг четвертый. PR-оект.

А в чем собственно заключается новый проект?
А в том, что в музее изменилась целая система координат. Ведь реальные системы не только России, но и мира, в целом, меняются на виртуальные. Хорошо это или плохо, мы пока не можем оценить. Но это реалии сегодняшнего дня. И порой становится не важно, кто ты и что ты. Важнее - как ты представлен в сети. Так почему же музей или другие учреждения культуры на это не должны реагировать? При этом, Радищевский музей уже в 2000 году завел свой сайт, а затем и электронный каталог. Причем на русском и английском языках. Казалось бы, проблема решена. Но, дальнейшее развитие этих ресурсов показало их полную бесперпективность.
Почему, спросите Вы? А потому, что они не были разработаны, как единый проект и не выходили на единую продукцию.

Шаг пятый. PR-одукция.

Проект и продукт. Где тут разница? И где отличие? Это, наверное, самый главный вопрос, который мучает многих PR-щиков.
А ответ – прост. Если Вы задумали проект - а в нем намечен какой-то продукт, то Вы обязаны его получить. Это же не цель Вашего проекта, которая обычно недостижима. Продукт - это конкретно решаемая задача. И ее - Вы обязаны решить! Как и массу других!
Не только сделать информационный бюллетень, сайт или портал, тематические сайты по разным музейным героям, в нашем случае выдающимся саратовским художникам, получившим мировую известность, а их не мало – Виктор Борисов-Мусатов, Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Петр Уткин, Александр Матвеев. Но и предъявить эти продукты сетевому сообществу!

Шаг шестой. PR-едъявление.

Вопрос? Ну и что же культура и музеи в частности могут предъявить пользователю? Какая у них может быть продукция?
Да та же самая, что и у других организаций. Вот только она у них по-другому выглядит. А почему? Потому что учреждения культуры ответственны за свой материал (свою информацию), так как ими (ею) обладают. И именно они выдают на “гора” эксклюзивную информацию, освещая те или иные культурные события, а все остальные её транслируют, с той или иной мерой успешности. Порой без ссылок или не правильно ее подавая.
Поэтому, в Радищевском музее была предложена коммуникационная модель развития. Она определялась выстраиванием новых форм коммуникаций, как внутри музея, так и вне его. Данная модель, исходила из проблемы позиционирования музея в информационном пространстве, привлечения к нему с помощью средств и инструментов коммуникации новых партнеров, создания положительного образа музея, и распространения и продвижения различных информационных потоков по внешним и внутренним каналам.
Для этого были проанализированы все имеющиеся на тот момент в музее web-ресурсы - электронный каталог и его представительский web-сайт, которые, к сожалению, не отвечали поставленной цели. Поэтому, нами был выбран поэтапный путь создания и объединения необходимых web-ресурсов, которые полно и многогранно могли бы охарактеризовать и представить виртуальным посетителям все то, что происходит в музее - какими событиями и какой жизнью он живет. Данный подход неоднократно докладывался нами на различных конференциях и семинарах.

Со временем, у нас сложилась общая схема взаимодействия музея со своими пользователями через Интернет, в которой одно из центральных мест занял сайт “Новости Радищевского музея”, через который в данный момент происходит основная коммуникация и оперативное информирование прессы, специалистов, управленцев и широкого круга общественности обо все том, что происходит в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н.Радищева.

Шаг седьмой. PR-одвижение.

Новостной музейный сайт не только дополнил новыми формами и возможностями проблему взаимодействия музея со СМИ, но и занял свою нишу во взаимоотношении музея с общественностью, ибо напрямую, без посредника стал оперативно предлагать массе пользователей и посетителей эксклюзивную информацию о культурных событиях.
Новостной сайт, во многом сам стал средством массовой информации, так как получил своего постоянного читателя (до 700 посетителей в день и более 100 тысяч в год), а его новости практически каждый день транслируют на своих страницах десятки крупнейших новостных интернет-агентств и информационных порталов по всей России (портал Музеи России, сайт Министерства культуры РФ, Яндекс, Рамблер, информационные агентства Ореанда, Росбалт, Регион.Ру, СарБК, Липки-Инфо и т.д.), многократно увеличивая охват аудитории.
Информационные электронные бюллетени музея дважды в неделю рассылаются по более тысячи адресам в России, а дайджест новостей музея на английском языке еженедельно читают порядка тысячи специалистов и деятелей культуры из тридцати шести стран мира.
Ярким примером того, что сайт “Новости Радищевского музея” во многом стал выполнять функции средства массовой информации, было освещение на нем Всероссийского фестиваля “Интермузей-2004” в мае 2004 года. Во время фестиваля, на сайте, каждый день, практически в он-лайновом режиме, публиковались новости, фоторепортажи, заметки и иная информация о тех событиях, которые происходили в этот момент в Москве. И любой пользователь Интернет мог оперативно получить наиболее полную и развернутую картину его проведения. День за днем, событие за событием.
Всего за шесть дней фестиваля на сайте было опубликовано порядка 50 статей и фоторепортажей, в которых представлено более 160 фотографий, выпущено и разослано по многочисленным адресатам три специализированных информационных бюллетеня.
В целом, за все время существования музей опубликовал на страницах своего новостного сайта порядка 4000 новостей, репортажей, пресс-релизов, тематических сообщений и иных материалов о самых разнообразных событиях, которые проходили в музее и его пяти филиалах в Саратове, Энгельсе, Балаково, Хвалынске. За это же время на суд читателей и зрителей было представлено около 300 фоторепортажей этих событий, включающих порядка 4500 фотографий, которые дали посетителям сайта возможность воочию окунуться в обстановку разнообразной музейной жизни.
Кроме этого, на сайте опубликовано около 450 эксклюзивных сообщений о событиях культурной жизни, напрямую полученных от партнеров и друзей из других музеев Саратова, Самары, Тольятти, Ярославля, Санкт-Петербурга, Ульяновска и других городов России.
Для широкого информирования своего виртуального посетителя на сайте музея представлены восемь постоянно генерируемых оперативных лент новостей культуры от Яндекса, Рамблера, портала Музеи России, сайтов и порталов некоторых регионов - Псков, Санкт-Петербург и т.д., а также ежедневная ART-Хроника художественной жизни страны и мира.
Такой подход, наряду с разнообразной тематической и справочной информацией о самом Радищевском музее и его филиалах, его истории и шедеврах, дает возможность прессе получать очень полную и развернутую картину, которая, значительно влияет на формирование положительного имиджа музея, как в средствах массовой информации, так и в обществе в целом.

Шаг восьмой. PR-епарирование.

В нашем представлении – PR-епарирование - это систематическое исследование строения и обнаружения аномалий, которые способствуют лучшему пониманию причин и последствий того или иного явления.
За время существования объединенного интернет-ресурса его страницы посетили уже более 500 тысяч пользователей. А сайт “Новости Радищевского музея” стал победителем и лауреатом нескольких престижных Всероссийских конкурсов. И не последнюю роль в этом сыграло то, что практически с самого начала освоения и создания наших ресурсов мы пытались не только отразить Радищевский музей в Интернете, но и выстроить систему мониторинга своей музейной интернет-деятельности.
Что это такое?
Здесь надо сказать, что мы выделяем несколько моментов в проводимом нами мониторинге. Во-первых, наш мониторинг базируется на применении новых технологий, во-вторых, Интернет-мониторинг состоит из системы различных действий, в-третьих, он включает несколько этапов работы: отслеживание различных показателей, анализ, оценку, построение прогнозов, и подготовку на основе полученной информации различных отчетов, с помощью которых можно вырабатывать различные сценарии принятия решения. И, в-четвертых, учет результатов интернет-мониторинга мы стараемся использовать в подготовке последующих мероприятий музея.
Вот почему, создание и использование своего Интернет-представительства является не только необходимым фактором представления и продвижения образа музея в информационном пространстве, но и обязательным инструментом для получения разнообразной ответной информации. Эта информация может включать сведения о посетителях музея, их сегментировании, изучении их интересов и отслеживании последствий в виде различных публикаций и упоминаний; которые вызвала та или иная деятельность: выставки, акции, встречи, фестивали, конкурсы или иные событии, проходившие в музее.
Попытаемся далее более подробно раскрыть виды и перечень показателей, проводимого мониторинга.

Мониторинг аудитории сайта

Итак, начнем с того, что каждый среднестатистический посетитель сайта не является анонимом, если не использует специального программного обеспечения для сокрытия информации о себе. В тот момент, когда он, просматривая ту или иную статью на сайте, где установлены программы-счетчики, является объектом пристального изучения.
Что же становится известно о нем?
• откуда посетитель пришел на сайт.
Практически безошибочно система учета и контроля посещаемости определяет сайт, с которого он переходит по ссылке, будь то Яндекс, Рамблер или другой сайт. Данный вид статистики позволяет оценивать эффективность размещения рекламы на том или ином сайте по количеству переходов с этого сайта.
• по какому запросу, набранному в поисковой системе посетителем, он пришёл на сайт.
Программа-счетчик определяет, какой запрос (набор ключевых слов) был набран в поисковой машине, чтобы попасть на сайт. Эта возможность позволяет определять процент перехода пользователей с поисковой машины по тому или иному запросу – незаменимый вид отчета статистики используемый при поисковой оптимизации сайта.
• точка входа на сайт и точка выхода с сайта.
То есть, страница, с которой посетитель начал просмотр сайта и страница, на которой он закончит просмотр сайта.
• страна или регион России, с которого посетитель просматривает сайт.
Определение регионов, из которых приходят на сайт особенно важно при строгой географической привязке рекламной кампании сайта.
• страницы, которые посетитель просмотрел на сайте.
Список страниц, которые, были просмотрены, их количество, и пути движения посетителя по сайту. Более того, счетчики позволяют получать информацию о том, сколько времени посетитель провел на той или иной странице и какие файлы скачал с сайта.
• время, проведенное посетителем на сайте в целом.
Общее время пребывания посетителя на сайте тоже не останется в тайне. В статистических отчетах не сложно определить количество времени, проведенное им на той или иной странице сайта.
• браузер, операционная система, разрешение монитора, количество цветов экрана и т.д.
Эти и многие другие технические параметры также доступны в отчете посещаемости сайта. Причем эти отчеты ведутся в автоматическом режиме и могут быть получены сотрудниками, отвечающими за ведение сайта практически в любое время.
Перечень показателей мониторинга аудитории сайта и ее активности:
а) Совокупная аудитория сайта и ее динамика:
• недельная аудитория;
• аудитория месяца;
• сезонная аудитория;
• аудитория за год;
• наиболее активная аудитория;
• ядро аудитории.
б) Активность посетителей за определенный период и динамика активности в сравнении с предыдущими периодами:
• количество хитов;
• количество сессий.
в) Рейтинг поисковых запросов.
г) Глубина и время просмотра сайта посетителями.
д) Структура переходов на различные страницы.
е) География посетителей по России и странам мира.
ж) Интересы посетителей сайта.
з) Рейтинг сайта (по отношению к другим сайтам этой же тематики).
Программы-счетчики содержат качественную и количественную оценку аудитории сайта и позволяют нам правильно позиционировать свой сайт в Интернете, а так же быть в курсе активности его посетителей.
Мониторинг структуры и наполняемости сайта
Так как наш Интернет-ресурс включает в себя уже более четырех тысяч страниц информации, то отражает практически все события и мероприятия, происходящие в музее за последние несколько лет. Он имеет очень динамичный характер своего наполнения и развития, и поэтому, одновременно с мониторингом посетителей сайта, мы ведем и мониторинг динамики развития структуры сайта и его содержания. Этот вид мониторинга заключается в отслеживании наполняемости сайта различными материалами, в учете появления новых рубрик и разделов, в отражении на них различных тем и статей, показывающих активность и работоспособность подразделений музея, с последующим анализом полученных результатов и оценкой их актуальности и результативности.
Причем мониторинг опубликованной на сайте информации ведется нами как по музею в целом, так и по отдельным его подразделениям – отделам и филиалам. Вкупе с многочисленными статистическими показателями о посетителях, данная информация дает возможность провести корреляцию между конкретным событием, прошедшим в музее и ответным интересом, который был проявлен со стороны виртуальных посетителей, и понять насколько полно и содержательно была отражена различная музейная проблематика. С другой стороны, учет поисковых запросов и интересов посетителей к тому или иному событию подсказывает для сотрудников музея открытие новых тем и новых форм подачи материала и стимулирует на проведение новых реальных или виртуальных акций.
Перечень показателей мониторинга структуры и наполняемости сайта:
а) Количество опубликованных новостей (за месяц, сезон, год)
б) Количество опубликованных пресс-релизов (за месяц, сезон, год)
в) Количество опубликованных фоторепортажей (за месяц, сезон, год)
г) Количество тематических материалов по проектам
д) Рейтинг посещаемости материалов
е) Появление и наполняемость новых разделов и рубрик
ж) востребованность информации во времени.
Так как вся информация хранится на сайте в виде различных текстовых и графических баз данных и составляет его постоянно наращиваемый архив, то с помощью определенных алгоритмов поиска ее можно быстро находить и со временем использовать для новых проектов музея, группируя в новые темы и разделы.
Мониторинг информации на поисковых системах
Получать информацию из Интернета, которая касается деятельности музея, можно не только анализируя статистику посещения собственного сайта и структуры его внутреннего содержания, но и отслеживая последствия транслирования этой информации во Всемирной паутине разными Интернет-изданиями и Интернет-ресурсами. Кроме этого, можно анализировать и оценивать и другие показатели, которые характеризуют образ музея в информационном пространстве.
Для этого мы пользуемся возможностями различных поисковых систем: Яндекс, Рамблер, Google и так далее.
Все эти поисковики обладают довольно развитой системой функциональных инструментов, которые позволяют по определенным показателям, вычленять информацию и проводить не только ее учет, но и дальнейший анализ.
К сожалению, этот механизм еще мало знаком и практически не применяется музейными сотрудниками и работниками культуры, что вызывает большое сожаление, но сам по себе дает очень интересные результаты. Поэтому, постараемся выделить несколько направлений получения необходимой актуальной информации.
Во-первых, получение информации из Интернета по титулам - имени музея, галереи, героя (художника, деятеля культуры и т.д.).
Во-вторых, получение информации по названию конкретной выставки или события.
В-третьих, получение информации по интересующим нас ключевым словам или фразам (сочетанию имени, события и т.д.).
В-четвертых, отслеживание источников и дальнейшего пути “распространения” информации по Всемирной паутине.
Последнее направление представляет само по себе очень увлекательный и забавный процесс.
Перечень показателей мониторинга информации на поисковых системах:
а) Отслеживание информации по поисковым запросам и ключевым словам
б) Количество публикаций в СМИ.
в) Рейтинг упоминаемости музея в Интернете.
г) Рейтинг музея в Интернет-каталогах (по отношению к другим музеям)
д) Индекс цитирования (определение «авторитетности» сайта с учетом качественной характеристики ссылок на него с других сайтов).
е) Рейтинг поисковых запросов.
Мониторинг публикаций и упоминаний о музее и его выставках с помощью поисковых систем позволяет скоординировать работу музея в Интернет и со средствами массовой информации (СМИ). Благодаря этому, мы можем оценить информационную кампанию музея в различных типах СМИ: как печатных, так и электронных, отследить транслирование нашей информации на различные сайты и порталы России и наметить комплекс дальнейших мероприятий.
В целом, все три вида проводимого нами Интернет-мониторинга (препарирования) в совокупности являются хорошим инструментом при прогнозировании и выработки дальнейшей стратегии музея и дает возможность продвижения интересного и содержательного образа музея в информационном пространстве.

Шаг девятый. PR-огноз.

Что же это такое в нашем понимании?
Если, Вы регулярно ведете информацию о своих посетителях, их количестве, географии, типе, и так далее, и знаете динамику этого процесса, а также то, как та или иная рубрика Вашего сайта развивается и какая тематика привлекает в то, или иное время различных их типов, то естественно, Вы можете прогнозировать и дальнейшее развитие Вашего продукта (ресурса).
Причем Ваш прогноз может быть кратко-, средне- или долгосрочным. И, естественно, получение этих данных могут и должны влиять на принятие конкретных управленческих решений – т.е. “одевать Вам шляпу или брать с собой зонтик!”. И вот здесь мы и подошли к самому последнему нашему PR-шагу.
Так чем же мы хотим, прогнозируя - У-PR-авлять… “шляпой… или зонтиком!”

Шаг десятый. У-PR-авление.

Как известно, управление - это действие субъекта, направленное на изменение и манипуляцию объектами и субъектами реальности по заранее продуманной программе.
Все хорошо! Мы – исследовали проблему! Отследили её! Получили массу новой информации! Хотим изменить некоторые реалии! Даже, готовы, сделать по ним оптимистический прогноз. И управлять ими! Причем… Как шляпой… так и зонтиком…
Но, возникает тот коренной вопрос, который задал еще в 1862 году Николай Гаврилович Чернышевский - “Что делать?”.

И я думаю, что в ответ на этот вопрос, каждый субъект, безусловно, примет свое управленческое решение!

Но, вот вопрос…
Какое

 

 
  © АДИТ, 1997-2010