АДИТ-2010. Тезисы доклада
Тема: "17. Круглый стол Музей. Игра. Образование"
Артамонов Александр Алексеевич
  Москва
  Российский институт культурологии
  старший научный сотрудник, лаборатория музейного проектирования
  Тел.: (916) 675-41-33
  E-mail: aartamonov@yandex.ru

Презентация проекта в форме игры: опыт включенного наблюдения

C 2008 года фонд культурных инициатив Михаила Прохорова проводит конкурс библиотечных проектов "новая роль библиотек в образовании". География конкурса стремительно расширяется: охватив территорию Красноярского края в 2008 году, в 2009 конкурс был распространен на Сибирский, Уральский и Дальневосточный федеральный округ, а в 2010 в конкурсной программе могли принять участие и библиотеки Воронежской, Калужской, Липецкой, Рязанской и Белгородской областей. [1]. Одним из элементов конкурса является семинар для библиотекарей, где вынашиваются и обсуждаются идеи новых образовательных проектов. Одна из самых интерактивных форм работы на этом семинаре - игра в презентацию проектов, где участники, находясь в ситуации крайне ограниченного времени, придумывают проектную идею и затем пытаются пролоббировать ее у своих коллег, выступающих в роли редакторов СМИ, чиновников, бизнесменов, представителей благотворительных фондов и т.д. Наиболее важной частью игры является "разбор полетов", когда со своих позиций высказываются участники семинара и эксперты, выступившие в роли властей, бизнесменов, СМИ и т.д. Даже в ходе такой скоротечной игры выявляются и маркируются основные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия автора проекта с разными субъектами. К ним относятся как проблемы коммуникационного протокола (представиться, рассказать о проекте за минимально возможное время), так и содержательные недочеты - игнорирование приоритетов благотворительного фонда, нарушение субординации при общении с представителями властей, неумение подать новость о своем проекте в СМИ и т.д. Важным эффектом является и быстрое (практически мгновенное, в течение 3-5 минут) освоение участником семинара навязанной ему роли работника СМИ, представителя власти и т.д. и его выступление на рефлексии именно с этой позиции, порой весьма аргументированное и четкое.

Образовательный эффект от "проживания" презентации проектов в ходе игры, при наличии, разумеется, подготовленной игротехнической команды, кратно превосходит по своей силе традиционую лекционно-семинарскую работу.

Сноски:
 
[1] Подробнее о конкурсе см. http://www.prokhorovfund.ru/contests/konkursnaja_programma_2010/konkurs_dlja_bibliotek/ Руководитель семинара - зам. директора Всероссийской государственной библиотеки иностранной литературы О. В. Синицына.

 

 
  © АДИТ, 1997-2010