АДИТ-2008. Тезисы доклада
Тема: "05. Музеи нового типа"
Копелянская Наталья Георгиевна
  Москва
  Российский институт культурологии
  ст.науч.сотр. Лаборатории музейного проектирования
  Тел.: (495) 959-0925
  E-mail: nkopelyanskaya@gmail.com

Музей в эпоху массового сознания. Место информационных технологий

Все музеи, даже самые крупные, сталкиваются с двумя проблемами: рынка и массового сознания. Жизнь меняется, и вслед за ней вынуждены изменяться даже самые консервативные институции. Музеи в том числе.
Музей подобен городу, поскольку он представляет собой эпицентр борьбы культур и запросов ценителей и варваров[1], представляющих различные культурные страты современного российского общества. Идея о стратификации публики и ее разных культурных ожиданиях от посещения музея отсылает к классической работе Пьера Бурдьё «Любовь к искусству»(1991 г.). Все чаще в контексте музейного разговора, возникает вопрос о качестве свободного времени.
Основными музейными функциями обычно называют хранение, исследование и коммуникацию (обеспечение доступа к наследию). Две из них можно назвать интровертными функциями, а третья – экстровертная. Последняя функция и станет предметом доклада, поскольку представляется, что тип традиционного музея трансформировался. Нынешний музей подобен сложной игрушке, в сердцевине находится традиционный музей с коллекцией, научной деятельностью и профессиональными отношениями, а снаружи существует новый интровертный музей, который отвечает на запросы массовой культуры.
Современная музееведческая критика традиционного музея подчеркивала неэффективность, связанную с консервативностью, негибкостью администрирования и отсутствием содержательной ориентации на запросы посетителя. «Полвека назад, эффективность работы художественных музеев измерялась рулеткой, и это в равной степени относиться и к библиотекам: значение имели размер выставочных площадей и величина коллекции», - отмечает директор художественного музея в Индианаполисе Максвелл Андерсон[2] . Сегодня современный музей существует в новом социально-культурном пространстве общества массового потребления, где современный массовый посетитель, ставший основным субъектом культуры, переориентировал музей на свою потребность в активном и развлекательном проведении времени[3] . Вопрос о том, зачем музею нужен посетитель, больше не стоит. С появлением сетевых технологий появились новые виды деятельности и теперь по большому счету музей, помимо старых вопросов должен решить для себя принадлежность к определенному роду бизнесу: театральному, событийному и т.д.

- Помимо спущенных сверху нормативов по измерению эффективности деятельности, происходит поиск других критериев успеха музейной работы, которые отражали бы опыт или ожидания посетителя музея, восторг и удивление от встречи с музейным экспонатом. Многие музеи могут идентифицировать свои аудитории, но зачастую не в состоянии выбрать наиболее адекватные формы работы с ними. Другой вариант: аудитории для музеев сливаются в некую общую безликую массу, которая никоим образом не дифференцирована в связи с потребностями и интересами.
- Очевиден процесс деконструкции «универсального знания эксперта» и появление «процессо-ориентированной» модели, основанной на сотрудничестве всех участников музейного процесса. В профессиональном сообществе сферы культуры и технологии постоянно обсуждают возможности использования тех или иных преимуществ web 2.0 (Wikis, YouTube, подкасты, социальные сети, блоги), чтобы не отстать от современной жизни своих посетителей. Отдельным вопросом стоит использование виртуальных двойников музея, работающих на платформе “Second Life”. Никто не знает ответа на вопрос, будет ли эксперимент со «второй жизнью» популярен среди публики.

Сноски:
 
[1] Boudieu P., Darbel A., Schnapper D. The Love of Art: European Art Museums and their Public. Oxford: Polity Press, 1991
[2] Garreau J. Is There a Future for Old-Fashioned Museums, Washington Post, Oct, 2007
[3] Baron G. New Museology and Ecomuseology in the Environment of the American Indian. Courcelles, 1987; Hauenschild A. Claims and Reality of New Museology: Case Studies in Canada, the United States and Mexico. Hamburg, 1988

 

 
  © АДИТ, 1997-2008