Стратегия развития России - 2020. Что могут предложить музеи?
Выступая 8 февраля 2008 года на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» президент Владимир Путин заявил, что сегодня речь идёт о долгосрочной стратегии до 2020 года – по сути, о важнейшем для всего общества выборе дальнейшего пути развития России.
При этом он сказал, что “…мы должны сконцентрировать усилия на решении трех ключевых проблем.
Первое, создание равных возможностей для людей.
Второе, формирование мотивации к инновационному поведению.
Третье, радикальное повышение эффективности экономики, прежде всего на основе роста производительности труда”.
Буквально через неделю, на V Красноярском экономическом форуме 15 февраля 2008 года, в своей программном выступлении, следующий президент России Дмитрий Медведев раскрыл это, сказав, что “…все мы должны будем сконцентрироваться в ближайшие годы на своеобразных четырех "и": институтах, инфраструктуре, инновациях, инвестициях”.
Итак, для нас специалистов в музейном деле, во-первых, четко обозначены стратегические сроки развития – 2020 год, а, во-вторых, сформулированы приоритетные направления, по которому будет идти наше государство.
Но, что и как могут предложить конкретные музеи в этих новых, меняющихся условиях развития?
Вот та, основная проблема, которую должны понимать и учитывать, все мы, как специалисты, намечающие развитие своих структур на ближайшее годы.
В октябре 2007 года в Радищевском музее произошло основное событие, которого мы так долго ждали. После 7 лет реконструкции, вновь открылось историческое здание первого провинциального художественного музея России.
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева вернулся в свои пенаты и вновь принял своих посетителей в историческом доме.
Казалось бы, все, пора почивать на лаврах и не очень-то задумываться о дальнейшем развитии.
Но, новое время и новые условия развития, не дают нам право на это.
За те годы, пока шла реконструкция исторического здания музея, сам Радищевский музей значительно изменился. В его структуру влились несколько филиалов, как в Саратове, так и за его пределами. И теперь современный Радищевский музей представляет из себя, не только знаменитое историческое здание, открытое почти 125 лет назад, а целый музейный комплекс по всей Саратовской области.
Саратов, Энгельс, Балаково, Хвалынск – вот тот перечень городов, на которые распространяется непосредственное влияние музея. Алексей Боголюбов, Виктор Борисов-Мусатов, Кузьма Петров-Водкин, Павел Кузнецов, Андрей Мыльников – именно с этими знаменитыми именами российских художников связано сегодняшнее развитие Радищевского музея и его филиалов!
В тоже время, пока шла реконструкция исторического здания, в музее произошли и другие структурные перемены. Появился отдел по развитию, который, привнес в музей новые информационные технологии и проектный подход. Во всю свою мощь проявили себя экспозиционно-выставочный и образовательный отделы, на плечи которых легла проблема существования музея в другом, не подготовленном для его нужд здании. Все это позволило не только сохранить, а даже значительно усилить позиции самого музея в целом. И за те, первые годы нового тысячелетия, музей преобразился не только физически, но и морально – постепенно превращаясь в большое музейное объединение.
И, сейчас, откликаясь на веление времени, мы смело можем заявить, что все четыре заявленные нынешним президентом “и” - институции, инфраструктура, инновации, и инвестиции, для Радищевского музея являются приоритетными направлениями развития.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
«САРАТОВСКИЙ РАДИЩЕВСКИЙ МУЗЕЙ»
2007-2017 …
|