Информационный центр музея, или еще раз об условиях стратегической успешности информационного проекта
В 2006-2007 годах в историко-художественном музее подмосковного города Раменское был реализован проект по созданию районного информационного центра по памятникам истории и культуры. Результаты этого проекта были подробно доложены на конференции EVA’2007 [1] и описаны в 10-м выпуске журнал «Центр: культурные инициативы» [2]. Коротко можно отметить, что в результате реализации этого проекта в Раменском историко-художественном музее был создан небольшой компьютерный класс (3 пользовательских терминала и сервер администратора). Каждый посетитель этого класса может бесплатно (заплатив только за вход в музей) сесть за компьютер и получить информацию о многочисленных и разнообразных памятниках истории и культуры Раменского района Московской области, посмотреть их расположение на интерактивной карте района, а также узнать о предполагаемых маршрутах пешеходных автобусных и автомобильных экскурсий по памятникам. В середине ноября 2007 г. Этот информационный центр был торжественно открыт в присутствии первого заместителя главы районной администрации, главы районного департамента культуры и авторитетных экспертов по информационным технологиям в музеях, благо состоялось открытие в дни, когда в Москве проходила EVA. Но самое интересное началось потом ... Но давайте обо всем по порядку!
Началась вся эта история задолго до открытия центра и даже до начала работ по его созданию. Началось с того, что в конце 2004 года ответственный работник министерства культуры Московской области пригласил двух хорошо знакомых ей музейных проектировщиков ( в т.ч. Вашего покорного слугу), ранее работавших с Раменским музеем и предложил помочь этому самому с подготовкой заявки на областной грантовый конкурс социальных проектов. Обсудив все (как тогда казалось) «за» и «против» три специалиста сошлись на том, что проект должен быть информационным. Дело в том, что с подобными инициативами в Московской области, мягко говоря, плохо, что дает возможность, успешно реализовав проект попасть в число лидеров. Сказано сделано – хорошая заявка (соответствующая большому опыту подготовки подобных документов этих специалистов) была написана и подана в правительственную конкурсную комиссию. Процесс рассмотрения заявок и выделения денег в рамках грантовых конкурсов, объявляемых отечественными административными структурами, как всем известно достаточно долог ... К концу 2005 года, наконец, деньги были выделены и начался процесс согласования правовых и экономических вопросов между формальным грантодержателем (в силу того, что музей не имеет своего счета и обслуживается централизованной бухгалтерией, грантодержатеолем официально являлся районный департамент культуры) и исполнителем работ. Реальным исполнителем же был даже не музей, а коммерческая структура, тесно связанная с упомянутыми выше музейными проектировщиками. Но и этот процесс был пройден И вот по прошествии 2 лет после появления идеи процесс пошел. Была закуплена техника, выделено и обустроено помещение, написана хорошая информационная система, и начато ее наполнение. Вот тут-то и начались первые СЕРЬЕЗНЫЕ внутримузейные проблемы. Не погружаясь в нюансы этих проблем, можно сказать, что в итоге выяснилось, что в музее ни кому этот информационный центр и работающая в нем информационная система не нужна. Нет, конечно, все, в первую очередь директор музея, хорошо понимают все прелести и выгоды этого центра, но … у всех куча текущих дел, достаточный уровень подготовки в работе с компьютером есть лишь у очень немногих далеко не самых заинтересованных людей. Впрочем, на освоение очень несложной административной части информационной системы нужно было потратить реально меньше времени, чем на освоение текстового редактора MS Word. В результате, после того, как формально проект был закончен – состоялось торжественное открытие и подписаны итоговые финансовые документы проект, к сожалению, умер. Массив из примерно 200 памятников, описания, которых были введены к концу ноября 2007 года, пополнился с тех пор от силы 10-15 записями. Причем эти записи, как правило, связаны с мемориалами павшим в Великой Отечественной войне – памятниками очень важными для локального сообщества конкретного села или поселка, но не представляющие ни какого значения как объекты туристического показа.
Таким образом, к сегодняшнему дню можно с прискорбием констатировать, что проект не выдержал проверкой временем, а в соответствии с уже ставшей классической статьей В.Ю.Дукельского «Культурный проект: от замысла к реализации» [3] и не является проектом вовсе. В чем же причина? Можно ли винить раменских музейщиков в лени, нежелании развивать перспективный многообещающий проект? Конечно, нет! Как и во многих подобных случаях все упирается в остро осознанную мотивацию, в систему приоритетов, существующую в головах постоянных работников и руководства музея. Их изменение задача несравненно более сложная по сравнению создания любого (в т.ч. гораздо более сложного, чем наш) информационного центра. Характерно, что их пока не смогли решить даже в рамках таких больших и амбициозных проектов как «Каталог музейного фонда РФ» и портал «Культура Москвы».
Кроме того, необходимо отметить, что когда на помощь музею приходят (а после реализации конкретного проекта уходят) внешние специалисты, успешными оказываются только те проекты, результатом которых являются законченные проекты «под ключ». Примеры таких успешных проектов приведены в статье А.В. Лебедева «Информационные технологии и современная музейная экспозиция» [4] В нашем же случае мы имеем дело с проектом, требующим долгосрочного пристального внимания постоянных сотрудников музея на первом этапе, а в перспективе постоянного мониторинга и доработки. Этот проект можно сравнить с созданием музейного сайта, который успешен только в том случае, если он кому-то реально нужен в музее, если кто-то, что называется, болеет за него душей (лучше всего, конечно, что бы этим «кем-то» был директор музея) [5].
В настоящее время автор этих строк затевает новый проект по созданию информационного центра в музее. Но в данном случае это музей, в котором автор работает – Музей заповедник «Царицыно». Надежду на стратегический успех этого проекта, буде он реализован, вселяет то, что он станет зоной личной ответственности и личного престижа автора.
Но это уже совсем другая история …
Сноски: [1] А.М.Боярков, А.Б.Лагутин. Информационный центр муниципального музея на основе Информационной системы «Наследие» [online] метод доступа: http://conf.cpic.ru/upload/eva2007/reports/doklad_1292.doc цит. по 12.05.2008.
[2] А.Б.Лагутин. Раменское. Информационный центр муниципального музея // Центр: культурные инициативы. М. 2008. Вып. 10
[3] В.Ю. Дукельский. Культурный проект: от замысла к реализации // Музей будущего: информационный менеджмент. М., 2001 [online] Метод доступа: http://future.museum.ru/part01/articles/010301.zip цит. по 12.05.2008.
[4] А.В.Лебедев. Информационные технологии и современная музейная экспозиция // Российское экспертное обозрение. М. 2007. №6 (23) - Особенности национальной культурной политики. [online] Метод доступа: http://www.rusrev.org/content/review/default.asp?shmode=2&ids=32&ida=2104 цит. по 12.05.2008.
[5] Подробнее о подобном эффекте в случае с музейным сайтом см. А.Б.Лагутин. Нужен ли музею Интернет сайт? // Музей и его аудитория: маркетинговые стратегии. М., 2006.
|