Виртуальные экспозиции и выставки – что это такое?
Вот уже давно как в традиционных, так и в электронных публикациях можно встретить упоминания о «Виртуальных экспозициях и выставках (ВЭВ)»[1]. Отметим, что в эти понятия различные авторы порой вкладывают самые различные смыслы. Эти тезисы носят несколько сумбурный характер, в них я не претендую на «истину в последней инстанции», а скорее хотел бы поставить для обсуждения некоторые вопросы, касающиеся ВЭВ и носящие терминологический характер; такое обсуждение позволило бы уточнить смыслы.
В Музейной энциклопедии даны определения понятий «Выставка» и «Экспозиция»:
«Экспозиция музейная (ЭМ) – целенаправленная научно обоснованная демонстрация музейных предметов, композиционно организованных, комментированных, технически и художественно оформленных, создающих специфический музейный образ природных и общественных явлений. ЭМ составляет основу коммуникации музейной».
«Выставки – это собрания музейных предметов, связанных единством содержания и выставленных для обозрения посетителям»[2] .
Будем в дальнейшем ориентироваться на эти определения.
Отметим, что с другой стороны, в соответствии со сложившейся традицией, ВЫСТАВКА (или ЭКСПОЗИЦИЯ) может рассматриваться как один из видов ТРАДИЦИОННЫХ ПУБЛИКАЦИЙ (ТП). Причем очевидно, что в приведенном выше определении речь идет о РЕАЛЬНЫХ ПРЕДМЕТАХ, выставленных в РЕАЛЬНОМ ЭКСПОЗИЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ, как это и происходило во всем мире почти до конца прошлого века.
В то же время вот уже несколько десятилетий в сфере, связанной с представлением информации о культурном наследии, все большее место занимают ЭЛЕКТРОННЫЕ ПУБЛИКАЦИИ (ЭП). При этом под электронной публикацией предлагается понимать «совокупность данных (текст, статические и движущиеся изображения, звук), записанных в цифровой форме на машинном носителе или в памяти компьютера и предназначенных для восприятия человеком с помощью аппаратных и программных средств»[3].
Целый ряд ЭП, в которых представлены данные о коллекциях музеев, по-существу могут быть определены как ВЫСТАВКИ (ЭКСПОЗИЦИИ), ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ (ЦИФРОВОЙ) ФОРМЕ. Такого рода публикации можно встретить как в ИНТЕРНЕТ, так и на дисковых носителях (CD, DVD). По моему мнению такого рода ЭП вполне правоверно называть ЭЛЕКТРОННЫМИ ВЫСТАВКАМИ (ЭКСПОЗИЦИЯМИ).
На сайтах ряда музеев мы можем встретить электронные публикации, которые позиционируются авторами как ВИРТУАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ. На самом деле подавляющее большинство таких публикаций являются электронными каталогами, или электронными альбомами, а порою – просто пресс-релизом выставки.
На мой взгляд ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА (ЭКСПОЗИЦИЯ) – это один из наиболее продвинутых видов ЭП о музейных коллекциях, важнейшим свойством которой является ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В ЭКСПОЗИЦИОННО-ВЫСТАВОЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЭЛЕКТРОННЫХ КОПИЙ МУЗЕЙНЫХ ПРЕДМЕТОВ. Естественно, такая ЭП должна удовлетворять обычным требованиям, традиционно предъявляемым к выставке.
В качестве «классических» примеров ВЭВ упомяну коллекцию произведений М.А.Врубеля, представленную на сайте Гос. Третьяковской галереи http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/ . коллекции русского примитива, представленные на сайте http://www.museum.ru/museum/primitiv/.
По моему мнению к классу виртуальных выставок можно отнести также и ЭП, выполненные в технологии VolumePhoto (например, выставки «Итальянское искусство – от Джотто до Пикассо» и «Модильяни», представленные на сайте ГМИИ им. А.С.Пушкина )
Порою виртуальная выставка может быть так искусно вплетена в ткань традиционной выставки, что грань между ними становится размытой. Например, в некотором смысле можно отнести к виртуальным выставкам и известный проект ГТГ АЛЕКСАНДР ИВАНОВ «Библейские эскизы», хотя такое предположение может вызвать вполне обоснованные возражения.
В любом случае, КРУГЛЫЙ СТОЛ, на котором соберутся профессионалы, поможет получить ответы на волнующие нас вопросы, и попытаться выработать единство в понимании феномена ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА.
Сноски: [1] Во-первых, мы не будем различать понятия ЭКСПОЗИЦИЯ и ВЫСТАВКА, с чем согласны многие известные музейные профессионалы. Во-вторых, мы ограничимся обсуждением ВЫСТАВОК и оставим для других обсуждение ВИРТУАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ.
[2] Российская музейная энциклопедия. Прогресс, М. 2001, Том 1, стр.126, том 2, стр. 355
[3] Л.Я.Ноль Информационные технологии в деятельности музея. Учебное пособие. М. 2007, стр.105
|