Клуб Друзей как инструмент устойчивого развития Музея
Сегодня музеи не могут ограничиваться единственным источником финансирования, особенно если это финансирование бюджетное. Они вынуждены находить механизмы привлечения дополнительных средств, ресурсов, компетенций. Для того, чтобы жить и осуществлять деятельность в условиях рыночной экономики, необходимо иметь социальную поддержку. Как правило, это направление оформляется в музее в специальную программу Клуба Друзей.
Привлечение сторонников является составной частью общего менеджмента музея и относится к сфере связей с общественностью. При многих музеях уже давно существуют организации «Друзей музея», цель которых привлечь для него средства и поддержку. Формат и цели этих организаций довольно разнообразны.
Попав несколько лет назад в ситуацию проблемного финансирования, а потом и значительного сокращения выделяемых на их деятельность средств музеи начали искать пути выживания. Здесь пригодился опыт американских и британских музеев. Одним из механизмов привлечения поддержки стали клубы друзей и попечительские советы.
Очень многие музеи создали Попечительские советы и клубы друзей, чтобы обрести социальную опору, привлечь не только средства, но и ресурсы, компетенции, опыт бизнес-партнеров. Но чаще всего Клубы друзей формируются для привлечения дополнительных финансовых средств и создания негосударственной некоммерческой организации как инструмента распоряжения привлеченными средствами. Наиболее интересный и апробированный опыт накоплен государственными музеями Эрмитаж и Русский музей.
Далее в докладе рассмотрены цели и задачи существующих Клубов друзей музея, определена их типология и состав, правовая форма, учредители, принципы членства и органы управления, оказываемые услуги и привилегии. Делаются выводы и формулируются предложения для конкретной ситуации, предлагаются организационные шаги.
|