АДИТ-2008. Тезисы доклада
Тема: "09. Цифровые музейные коллекции и НП по образованию"
Шпак Мария Евгеньевна
  Саратов
  Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева
  зав.отделом по развитию музея
  Тел.: 8(8452)28-32-71
  E-mail: radmuseumart@radmuseumart.ru
 
Калинина Л.Л., зам. генерального директора по связям с общественностью и информационным технологиям Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева,
Пролеткин И.В., начальник отдела ГИС ПРЦ НИТ Саратовского государственного университета

Об опыте участия Радищевского музея в проекте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»

В 2007 году в России стартовал проект "Информатизация системы образования". Его реализация проходит под руководством Национального фонда подготовки кадров по поручению Министерства образования и науки Российской Федерации.
Проект направлен на поддержку реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года и содействие в обеспечении доступности, качества и эффективности образовательных услуг в системе общего и начального профессионального образования.
Основная идея проекта состоит в создании условий для системного внедрения и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в работе учреждений общего и начального профессионального образования, что должно обеспечить достижение большинством учащихся (независимо от места их проживания или социального статуса их семей) образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда и современной социальной жизни.
В ходе реализации проекта предполагается создать Единую коллекцию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Единая коллекция будет состоять из предметных и тематических коллекций, и содержать достаточно полный набор цифровых образовательных ресурсов, предназначенных для преподавания и изучения различных учебных дисциплин.
Содержание Единой коллекции должно соответствовать потребностям массовой российской школы, образовательным стандартам, возможностям активного использования информационно-коммуникационных технологий.
Список потребностей образовательных учреждений в цифровых образовательных ресурсах включает значительную по объему коллекцию произведений искусства из собраний различных музеев.
Формирование Единой Коллекции осуществляется на основе комплексной оценки качества рассматриваемых ресурсов, их соответствия Федеральному базисному учебному плану, примерным программам начального, основного и среднего (полного) общего образования, современному отечественному и международному опыту.

Первый этап наполнения Единой Коллекции закончится 30 июня 2008 г.
В декабре 2007 года портал Единой Коллекции пополнился ресурсами Государственного Русского музея, Государственного исторического музея и Государственной Третьяковской галереи.

В это же время и Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева начал работу над проектом «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов». Наш музей выступает в качестве одного из важных источников получения ресурсов для формирования и пополнения данной предметно-тематической коллекции.
Коллекция цифровых копий шедевров русского и зарубежного искусства из фондов Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева предназначена для изучения таких предметов как мировая художественная культура, история, литература, музыка, изобразительное искусство, краеведение.
Ресурсы коллекции могут использоваться на уроках (в демонстрационном режиме при изучении нового материала или повторении и обобщении пройденного) и в режиме практической самостоятельной работы учащихся дома и в школе. Создание данной тематической коллекции даст возможность учащимся самостоятельно ознакомиться с лучшими образцами русского и зарубежного искусства, получить представление о биографии мастера, узнать историю создания произведения.
В целом по проекту предполагалось предоставить информацию о 620 произведениях искусства из собрания Радищевского музея.

В начале марта Радищевский музей завершил первый этап проекта, в результате которого для Образовательного портала была подготовлена информация о 303 работах из коллекции музея. Это – изображения, краткие аннотации и описания художественных произведений, история их создания, сведения об авторах.

В апреле 2008 года на Российском образовательном портале «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» была опубликована цифровая коллекция произведений искусства из собрания Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева, куда вошли материалы о 303 работах наиболее известных художников и скульпторов - http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/b0a303cf-6d81-472d-a005-768b9abf7882/.
Каждое из произведений сопровождается малыми и большими изображениями в формате jpg. и tif., краткой аннотацией, искусствоведческим анализом, историей создания, сведениями об авторах.

В настоящее время в сети уже размещено 607 материалов.
На данном образовательном портале пользователям представлена информация в количестве 581 материалов о работах русских художниках: Айвазовского И.К., Богаевского К.Ф., Боголюбова А.П., Борисова-Мусатова В.Э., Бронникова Ф.А., Васнецова А.М., Головина А.Я., Коновалова В.В., Коровина К.А., Кузнецова П.В., Лентулова А.В., Малевича К.С., Репина И.Е., Рокотова Ф.С., Тропинина В.А. и других.
Западноевропейское искусство представлено 26 материалами о скульптурах известных мастеров: Огюста Родена (XIX век), Константина Менье (XIX век), Жана Антуана Гудона (XVIII век) и некоторых других авторов.
Экспертный совет, изучивший цифровую коллекцию Радищевского музея, рекомендовал использовать данный материал во всех школах России на уроках Изобразительного искусства, Литературы, Истории, Мировой художественной культуры в 5, 6, 7, 8, 9, 10 классах общеобразовательной средней школы.

В настоящее время заканчивается работа над вторым этапом проекта, где предполагается опубликовать материалы еще о 317 произведениях коллекции Радищевского музея по древнерусскому и отечественному искусству, а также биографии большинства художников и скульпторов. Эта работа должна быть закончена Радищевским музеем к 1 июня 2008 года, а затем после прохождения экспертизы выставлена на образовательном портале для всеобщего использования.

В докладе подробно рассмотрены организационные, технологические, методические и содержательные проблемы, с которыми столкнулись сотрудники Радищевского музея при выполнении данного проекта и приведен конкретный опыт по их решению.

В заключении приведены положительные итоги проекта:
1. Во время данной работы была более чётко отработана взаимосвязь между сотрудниками – участниками проекта при решении конкретных задач.
2. Участники проекта более творчески подошли к обработке и описанию материала. Ими были затронуты серьёзные проблемы атрибуции конкретных произведений.
3. Полученный цифровой ресурс имеет несколько выходов:
- даёт возможность познакомиться с музеем и его коллекцией огромному числу учителей и учеников по всей России,
- является прекрасным материалом для создания новых методических разработок для учителей и музейщиков,
- послужит основой создания информационно-справочной системы Радищевского музея.

 

 
  © АДИТ, 1997-2008