Дизайн музейного сайта как новое направление аудиовизуального искусства.
Различные формы аудиовизуального искусства все более тесно взаимодействуют как между собой, так и с традиционными формами культурной деятельности в музее [5]: В Интернете получили широкое распространение видеоклипы виртуальных экскурсий по музеям и выставочным залам, создаются электронные аналоги альбомов по искусству. Развитие информационного обеспечения посетителей: разработка и внедрение информационных систем навигации с помощью информационных киосков, дисплеев, аудио-плеера с записью экскурсии и т.п. оказывает существенное влияние на посещаемость музеев. Востребовано предложение новых услуг на музейных сайтах, продвижение сайтов за счёт расширения аудитории подросткового возраста, создание новых специализированных музейных Интернет-проектов для детей и подростков (виртуальные экскурсии в игровой форме, игры-раскраски, викторины, кроссворды, рассчитанные на получение интенсивной обратной связи).
Основным различием музейных сайтов является принадлежность к одной из двух разновидностей: официальный сайт (представительство в сети Интернет) учреждения культуры или виртуальный ресурс, не имеющий здания, фондов и физических единиц хранения. Также не важна принадлежность к тому или иному министерству, ведомству либо агентству. Как государственный, так и частный музеи имеют в наличии фонды как вещественное воплощение экспонатов и реализуют культурно-просветительские, образовательные, научные и др. программы [1].
Относительно сайтов виртуальных музеев мы согласны с мнением Лебедева А.В. «…В этой связи хотелось бы предложить коллегам такое терминологическое ограничение: давайте называть виртуальными музеями только сайты, сделанные по законам музейного проектирования. Оно предполагает наличие научной концепции, архитектурно-художественной концепции (применительно к Интернет последнюю точнее было назвать “концепцией дизайна”) и связующего их экспозиционного сценария» [4].
В дизайне форма следует за функцией. В данном случае функция — сообщение, форма — способ передачи этого сообщения. Сайт — многостраничный документ, имеющий иерархическую структуру [3]. Композиция его четырёхмерна, т.к. задействуются и временны′е категории. Важно продумывать визуальный дизайн, начиная с первой страницы, с которой пользователь начинает знакомство с сайтом (завязка), через подразделы (развитие темы), до страниц с основной информацией (кульминация) и финальным завершением как протяжённое по времени произведение аудиовизуального искусства [2].
Особенность оформления любой Web-страницы — блоковая структура сетки. В поле экрана располагаются различные типы объектов (текст, кнопки, иллюстрации, анимационные объекты). Сетка представляет собой набор вертикальных и горизонтальных линий, делящих страницу на модули, в которых размещаются текст и иллюстрации. «…Бумажная страница не содержит сетки, сетка накладывается на неё, в то время как Интернет-страница, согласно принципам своего конструирования всегда разбита на определённые элементы и поэтому всегда является определённой формой сетки. К примеру, принципы работы веб-сайтов так же похожи на телевизионные, как и на книжные – их структура многомерна с большим количеством точек доступа, которые делают время частью структуры» [6].
Принципиального различия применения сетки в различных стилях web-дизайна нет, сетка визуально подчёркивается только в табличном стиле web-дизайна и не видна, но работает в книжном стиле web-дизайна как прототип многоколонного набора полиграфического дизайна, а в плакатном стиле web-дизайна как приём зонального членения пространства.
Актуальны вопросы относительно стилеобразования дизайна музейного сайта как категории аудиовизуального искусства и единицы классификации в дизайне как науке, изучающей отдельные компоненты художественного образа визуальной среды.
Мы предлагаем нижеследующую классификацию стилей web-дизайна музейного сайта как категории аудиовизуального искусства.
«Табличный» стиль. Окно фиксированного размера (обычно 800х600 пикселей), плотное заполнение формата web-страницы, компактный размер (ширина/высота/байты) фотографий и иллюстраций, использование шрифта типа гротеск (Arial, Verdana), визуальное выделение обрамления рамок таблицы пунктиром, тонкой линией или ритмом фонового заполнения.
Примеры:
Государственный Исторический Музей. http://www.shm.ru/
Создатели web-сайта Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника Кижи (The KIZHI State open-air Museum of History, Architecture and Ethnography) применили данный стиль для стартовой страницы.
http://kizhi.karelia.ru/main_menu.htm
сайт Российского этнографического музея (The Russian Museum of Ethnography).
http://www.ethnomuseum.ru/
Портал о музеях
http://www.museum.ru/
Великоустюгский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (State Historical Architectural and Art Museum of Velikij Ustjug)
http://www.ustjug.museum.ru/
Государственный Историко-Архитектурный и Художественный Владимиро-Суздальский Музей-заповедник (State Historical Architecture and ART Vladimir-Suzdal Museum Reserve).
http://www.museum.vladimir.ru/
Интернет-проект «1812 год»
http://www.museum.ru/museum/1812/index.html
«Книжный» стиль. Лучшие образцы музейных сайтов унаследовали прекрасные прототипы в оформлении печатной продукции в области искусства (альбомы по искусству, каталоги, брошюры, буклеты и т.п.). Белый или светлый фон страницы, трёх-, реже четырёхколонное членение экранного пространства, обилие свободного, незаполненного пространства. Реалистический стиль в изображениях, элементы книжного оформления (буквицы, обилие декоративных линеек). Для набора используется комбинация двух типов шрифта: шрифт типа антиква с засечками (Times New Roman Bodoni и т.п.) и шрифт типа гротеск (Arial, Verdana). Аккуратное выделение курсивом. Шрифт для заголовков подобран в зависимости от тематики сайта (например, на сайте «Музей-усадьба Останкино» используется стилизованный под модерн.). Часто используются фотографии с эффектом сепии «под старину», элементы книжной графики (заставки, концовки).
Примеры:
Государственная Третьяковская Галерея (The State Tretyakov Gallery).
http://www.tretyakovgallery.ru/
Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» (Federal State Institution “The State Museum-Preserve “the Moscow Kremlin”).
http://www.kreml.ru/
Коломенский культурно-исторический комплекс «Коломенский Кремль»
http://www.kolomna-kreml.ru/
Музеи Татарстана (Museums of Tatarstan). http://www.tatar.museum.ru/
Музей-усадьба «Останкино» (Museum Estate Ostankino).
http://www.museum.ru/museum/Ostankino/
Государственный Русский Музей (The Russian Museum). http://www.rusmuseum.ru/
Государственный Эрмитаж (The State Hermitage Museum). http://hermitagemuseum.org/
Музей Царицыно (The State Historical, Architectural, Art and Landscape Museum-Reserve Tsaritsyno). http://www.tsaritsyno-museum.ru/
Государственный Музей Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина (The Pushkin Museum of Fine Arts). http://www.museum.ru/gmii/
Государственный музей А.С. Пушкина. http://www.pushkinmuseum.ru/
«Плакатный» стиль. Четкое зональное членение web-страниц, заполнение плоскости локальным цветом или не контрастным градиентном. Обилие анимации (распространённый вариант — решение всего сайта во Flash-анимации) и минимум текста. Для набора используется вариации шрифта типа гротеск (Arial, Verdana).
Примеры:
Виртуальный музей атомной энергетики. http://museum.rosenergoatom.ru
Bauhaus Archive Museum of Design. http://www.bauhaus.de/
Web-дизайнер будущего — это в одном лице режиссер, дизайнер и программист. Но всё мультимедийное дарование ничто без интересно и грамотно подготовленного содержимого музейного сайта. Надеемся, что качественные красивые музейные сайты будут воспитывать разработчиков, а новые идеи и подходы позволят решить проблему визуального загрязнения Интернет.
Сноски: 1. Артамонов А. А., Музалевская И. М. Музейные образовательные ресурсы и ресурсы по культуре в Интернет: обзор, типология, особенности, перспективы. // Тезисы доклада на VIII конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «RELARN-2001») — (Рус.). - URL:http://www.relarn.ru/conf/conf2001/report_45.html [15 апреля 2008]
2. Дворко Н.И. Мультимедиа: творчество, техника, технология. — Изд-во: СПбГУП 2005. —176 стр.
3. Кирсанов Д. Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. — СПб: Символ-Плюс, 1999. —376 с.: цв.ил.
4. Лебедев А.В. Музейные представительства в Интернет. Российский и зарубежный опыт. // Тезисы доклада на II конференции «Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии-1998») — (Рус.). - URL: http://www.adit.ru/adit98/c98tla_r.htm [15 апреля 2008]
5. Разлогов К.Э. Новые аудиовизуальные технологии. — Изд-во: Эдиториал УРСС, 2005. — 488 с.
6. Робертс Л., Трифт Дж. Дизайнер и сетка. — Изд-во: РИП-холдинг, 2005 г. — 159 с.
|