АДИТ-2008. Тезисы доклада
Тема: "02. Виртуальные музейные выставки"
Черненко Виктория Викторовна
  Москва
  Государственный геологический музей им. В.И.Вернадского Российской Академии Наук
  старший научный сотрудник
  Тел.: (495)203-46-67
  E-mail: victoria@sgm.ru

Виртуальные выставки на сайтах отечественных музеев

В конце прошлого века музейная выставка стала объектом серьезного изучения. Всесторонние исследования позволили сделать вывод, что «музейная выставка как динамичная, обладающая в идеале, полноценной музейной спецификой и рассчитанная на различные сроки своего существования, является универсальной формой экспозиционной деятельности» и определить ее «как феномен музейной коммуникации», способствующий повышению общественного интереса к музейной культуре (Мазный Н.В., 1997).
Весь понятийный аппарат, связанный с выставочной деятельностью, которым мы сегодня оперируем, сформировался в «доинтернетовское» время, когда музейные специалисты работали в реальных залах и не догадывались, что пройдет совсем немного времени и им придется осваивать новое «виртуальное» пространство.
Данное обстоятельство во многом объясняет тот факт, что «виртуальным» выставкам, появившимся на сайтах отечественных музеев в последние годы ушедшего столетия, не могут однозначно соответствовать, в силу особенности пространства и представления музейных предметов, устоявшиеся в отечественном музееведение понятия.
Представители музееведческой науки могут справедливо заметить, что некоторые виртуальные выставки, размещенные на сайтах отечественных музеев, порой не соответствуют даже пресс-релизу реальной выставки и в силу этого не стоит приравнивать их к выставкам, созданным в реальном пространстве на основе реальных музейных предметов и тратить драгоценное время на их обсуждение в профессиональной среде. По их мнению, не может идти речи о выставке, если отсутствует реальный музейный предмет, а его виртуальный образ не способен сформировать эмоционально-чувственные впечатления.
Однако, именуемые создателями, «виртуальные выставки» существуют, у них есть свои реальные постоянные посетители, склонные к экранному типу культуры и предпочитающие воспринимать и осваивать информацию, представленную исключительно виртуально.
На сайтах десяти отечественных музеев в настоящее время есть раздел «Виртуальные выставки», в котором размещено около ста электронных документов, названных «выставками». Содержательно и по качеству исполнения они сильно отличаются. Это может быть краткий текст (менее 2000 знаков) и несколько изображений (http://www.darwin.museum.ru/Present/ex_birds/default.htm), а может быть каталог, выполненный по всем правилам мультимедийной технологии, с хорошим дизайном, отличающийся полнотой и глубиной представления информации, солидным научным аппаратом, прекрасным иллюстративным материалом (http://www.rusmuseum.ru/eng/exhibitions/virtual/malevich/Dir_mov/start_s.html ).
На вопрос, что есть виртуальная выставка на сайтах отечественных музеев, хочется ответить: «Это не существующая и не существовавшая в реальном пространстве выставка, созданная специально для представления в Интернете». Но ответ будет неправильным. В разделе «Виртуальные выставки» создатели сайта размещают:
- материалы по завершенным реальным выставкам (http://www.darwin.museum.ru/_main/?present) ;
- сокращенные мультимедиа-каталоги, сопровождавшие завершившиеся реальные выставки (http://www.rusmuseum.ru/eng/exhibitions/virtual/iisus/start_s.html );
- материалы, подготовленные исключительно для этого раздела (http://www.hermitagemuseum.org/html_Ru/12/hm12_0.html);
- материалы по текущей выставке, завершенным выставкам и публикации электронных образов музейных коллекций, структурированные тематически и сопровожденные достаточно обширным комментарием (http://www.kunstkamera.ru/exhibitions/virtualnye_vystavki/) .
До недавнего времени «виртуальные выставки» на сайтах отечественных музеев представляли собой электронные публикации, к сожалению не всегда учитывающие требования и стандарты, которые принято соблюдать в традиционных публикациях. Их появления было связано с желанием представить музейные коллекции в новом пространстве и привлечь к ним внимание потенциальных посетителей. Проблемы названия на этот момент не возникало. Очевидно, что сложившийся образ «виртуальных выставок» имеет свои причины, одной из которых является отсутствие ясных и обоснованных целей их разработки. Необходимо было время для теоретического осмысления новых возможностей, которые дают информационные технологии. Качественный скачок произошел в 2007 году, когда на сайте Государственной Третьяковской галереи «открылась» выставка, посвященная творчеству М.А. Врубеля. Проект, ставший победителем в 2005 году в конкурсе «Меняющийся музей в меняющемся мире», объединил специалистов музеев-держателей произведений М.А. Врубеля из России, Украины и Белоруссии. Авторы поставили перед собой сложнейшую задачу создания в виртуальном пространстве музейной выставки, собранной по крупицами из разных источников и конкурентоспособной реальным выставкам. Привлечение профессиональных исполнителей (искусствоведов, дизайнеров, программистов и т.д.) позволило в рекордно короткий срок реализовать уникальный проект, которому на сегодняшний день нет аналогов на сайтах отечественных музеев (http://www.virtualmuseum.ru/exhibition/vrubel/ ).
Проанализировав, существующие на сайтах отечественных музеев «виртуальные выставки» у меня возникло непреодолимое желание рассмотреть их в свете классификационных и функциональных характеристик, устоявшихся в отечественном музееведении для музейных выставок.
Разнообразные по тематике, дизайнерским решениям, использующие многие средства мультимедиа, «виртуальные выставки», являясь, несомненно, плодом творчества их создателей, успешно выполняют отдельные функции реальных выставок: функцию публикации музейных коллекций и научно-просветительскую, хотя реальный музейный предмет в них отсутствует, а есть лишь его электронная копия.
Даже традиционные принципы классификации музейных выставок позволяют отнести их к группе передвижных выставок облегченного типа, созданных исключительно на электронных муляжах (3D-моделях) и электронных копиях, обладающих абсолютными кинетическими возможностями и позволяющие музею расширить границы своей деятельности и мгновенно «смонтировать» свою выставку в любой точке мира, где есть возможность выхода в Интернет.
Так что мы фактически создаем? Выставку или не выставку. Ведь «как Вы судно назовете, так оно и поплывет». А может быть не искать новому явлению аналоги в реальном мире. Ведь сайт не имеет таких аналогов. Он создается, живет и развивается по законам виртуального пространства. Вопросы, вопросы, вопросы…

 

 
  © АДИТ, 1997-2008