АДИТ-2007. Тезисы доклада
Тема: "Крупные музейные информационные проекты"
Лебедев Алексей Валентинович
  Москва
  Российский институт культурологии
  доктор искусствоведения, зав. Лабораторией музейного проектирования
  Тел.: (495) 959-10-25
  E-mail: avleb@msses.ru
 
Дукельский Владимир Юрьевич
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории музейного проектирования Российского института культурологии

Виртуальный музей в реальном пространстве. На материале Сценарной концепции мультимедийной экспозиции в западном павильоне-кордеградии Михайловского замка (Государственный Русский музей)

У мультимедиа и новых технологий нет своего реального пространства. Оно им вроде бы и не нужно в силу их виртуальности и приватного характера потребления. Однако в городской среде уже давно идет активное наступление рекламного мультимедиа, с гигантскими табло и полиэкранами. К тому же есть еще видеоарт, который, пусть пока в рамках фестивалей, тоже завоевывает себе место на улицах крупных городов.
Музей давно признал и принял в своих стенах электронные экспозиции, но пока они живут в его залах несколько обособленно, то ли стесняясь занять место рядом с вечным искусством, то ли пугаясь своей чрезмерной привлекательности для современного человека. Очевидно, следующий шаг предполагает новую ступень синтеза электронных и традиционных средств показа и осмысление мультимедийного пространства как экспозиционного. Взаимная интеграция музея и новых технологий и есть главная цель создаваемого в Государственном Русском музее Центра музейного мультимедиа.
Принцип подхода к экспозиции Центра задан самим зданием Кордегардии и эпохой, когда оно было построено, то есть эпохой Павла I. Это в некотором смысле призрачный мир воображаемой реальности и реальных фантазий. В легкости переходов одного в другое и заключается суть эпохи проектов и замыслов. Природа всех явлений, порожденных человеческой фантазией, будь то архитектура, живопись или мультимедиа, если и не одинакова, то предельно родственна. Экспозиция является попыткой соединить эти родственные искусства, раскрыть особенности художественного видения мира от замыслов великого князя и планов императора Павла I до русской живописи нового времени и мультимедиа. Возможно, вместе они как раз способны создать собственно музейное измерение, включающее понятие времени.
Музейная экспозиция тоже является искусственно созданной средой. Музей, порожденный скорее романтизмом, чем Просвещением, и принадлежащий нескольким временам, не всегда чувствует себя уютно в современном мире. Вот почему создаваемая экспозиция не только романтична, но и в определенной мере мистична, поскольку стремится ввести прошлое в настоящее. Стиль экспозиции – это стиль замыслов и фантазий, который характеризуется неожиданными соединениями воображаемого с реальным. В какой-то мере это музейная мистерия, музейное фэнтази, где мультимедиа становится отражением внутреннего мира человека, а музей – внутреннего мира человечества. Здесь иное измерение, поэтому вторжение мультимедиа и их использование для организации пространства воспринимается как естественное и закономерное.
Сосредотачиваясь на подлинности музейных предметов, мы иногда забываем, что у них есть две жизни: в истории и в искусстве. Одна из них – ушедшая, реальная, другая – существующая, но искусственно созданная, то есть не вполне реальная. Эти две жизни особым образом соединяются в виртуальном пространстве, а потому экспозиция Центра рассказывает не только о назначении мультимедийных технологий, но и об их языке, эстетике, средствах выразительности. Несмотря на всю «ультрасовременность», она обращается к сокровенным смыслам и пытается по-своему ответить на вечные вопросы: «Что есть дворец? Что есть город? Что есть музей? Что есть искусство?»
Все сказанное находит свое воплощение в способах организации экспозиционного пространства. Эффект музейного мультимедийного смотрения, в отличие от сидения за компьютером, заключается в том, что позиции зрителя и изображения все время меняются. Посетитель смотрит на возникающий перед его глазами мультимедийный мир, но и тот в свою очередь разглядывает гостя. В одних случаях мультимедийные проекции стремятся проникнуть в реальный мир, стать его частью, в других – они пытаются втянуть внутрь себя самого зрителя.
Экранный глаз, как и человеческий, постоянно перемещается, поэтому одним из ключевых понятий в экспозиции становится «увеличение», несводимое, однако, к чисто внешним эффектам. Это увеличения исторические, обеспечивающие «вхождение» в другие эпохи, увеличения средовые – переходы от гиперпространства города к музею, от музея к объектам, от объектов к их деталям и др.
Экспозиционное пространство постепенно трансформируется в виртуальную среду, и они начинают сложно взаимодействовать, вовлекая в это взаимодействие музейного посетителя. В определенном смысле весь Центр – это «большая игрушка», одинаково привлекательная для детей и взрослых, похожая на творение крестного Дроссельмейера.
Другое важное для понимания экспозиции слово – «устройство». Дело не ограничивается раскрытием тайн мультимедийных технологий. Павловское проектирование, равно дворца и государства, в чем-то сродни компьютерному моделированию, и оба они претендуют на роль базовых в устройстве мироздания. Однако изначально «правильно» устроенный мир впоследствии оказался разорванным, и все его элементы – город, человек, музей, дворец – существуют порознь и нигде не встречаются. Центр музейных мультимедиа как раз и должен стать местом встречи и пересечения исторических и современных технологий, вымышленных и реальных пространств и, наконец, разнонаправленных видов музейной деятельности.
Экспозиция дает посетителю возможность войти внутрь мультимедийного пространства, которое предстает то как пространство музея, то как пространство дворца, то как пространство города, то как их пересечение. Эффект постоянных перемещений не только в пространстве, но и во времени усиливается благодаря историческим реконструкциям, создаваемым мультимедийными и светотехническими средствами.
Уникальная архитектура Кордегардии позволяет построить многоуровневую экспозицию. Этажи различаются по своим функциям и степени сложности используемых мультимедийных средств. Одновременно снизу вверх постепенно нарастает и сценическая составляющая экспозиции. Экспозиция ведет за собою посетителя, а он, в свою очередь следует за мультимедийными технологиями и погружается в них все больше и больше. Поднявшись на второй этаж и войдя в его, казалось бы, абсолютно реалистичную экспозицию, посвященную повседневной жизни музея, посетитель остается во власти предыдущих впечатлений и через них воспринимает информацию о музейной работе. Вот тут-то и оказывается, что музейный мир, реальный для тех, кто находится внутри, для постороннего человека наполнен тайнами, чудесами и открытиями.
Особую роль в этой связи отводится экспозиции третьего этажа. Это своеобразный «чердак времени», где сохранились зримые следы прошлого, и где оно обретает материальность, соединяясь с настоящим. «Мистерия», начавшаяся внизу, достигает здесь своей кульминации, и персонажи павловской эпохи начинают жить в одном пространстве с теми, кто уже в наше время несет службу в дворцах-музеях.
Погруженность посетителя в мультимедийное пространство, нараставшая от зала к залу, приобретает к концу характер непосредственной вовлеченности в экспозиционное действие. «Воронка экспозиции» затягивает зрителя и в финале ему открывается вид на Михайловский замок, которым и заканчивается экспозиционный «сеанс». Пройдена цепочка рождений, прожита история дворцов, коллекций и музейных мультимедиа. Здесь соединяются все пути: музейного предмета, музейных мультимедиа и самого хозяина Михайловского замка.
Итак, экспозиция в Кордегардии является качественно новой ступенью взаимной интеграции музея и мультимедиа. Она создается в переломный момент, когда медийные технологии перестают быть вспомогательным средством и вплетаются непосредственно в ткань музейной деятельности.
Для Санкт-Петербурга создание Центра музейного мультимедиа означает появление уникального музейного объекта, не имеющего аналогов ни в России, ни за рубежом, объекта, соединяющего художественную классику и новые технологии.
Для ГРМ – это форма и способ
• апробации новой модели функционирования музея в публичном пространстве,
• предъявления полного спектра направлений музейной работы от коллекционирования и реставрации до рекламно-издательской деятельности,
• демонстрации достижений ГРМ в области мультимедиа и всего спектра медийных возможностей в сфере работы с наследием, как недвижимыми памятниками, так и музейными коллекциями,
• распространения образцов нового музейного опыта,
• презентации перспективных высокотехнологичных проектов,
• раскрытия исторической эволюции форм музейного показа и изменений, связанных с внедрением новых технологий.
Для посетителя – это возможность
• овладеть новым инструментом познания произведений изобразительного искусства,
• попасть в скрытый от его взгляда мир «музейного закулисья»,
• совершить серию путешествий во времени и пространстве,
• открыть неизвестные стороны художественного творчества,
• ощутить себя на время в роли музейного хранителя, реставратора, экспозиционера и т.д.
• получить новые впечатления, благодаря использованию музейных мультимедийных аттракционов («полет над городом», «вход в 3D-реконструкцию», «музеоскоп» – пульт теленаблюдения и др.)

Экспозиция в Кордегардии создается как многофункциональный центр музейных мультимедийных технологий, которые воспринимаются в первую очередь через различные зрительные эффекты. Вот почему можно говорить о создании «Музейной башни мультимедийных чудес», где посетителю открываются сегодняшние достижения, завтрашние возможности и «музейное закулисье». Вместе с тем, поскольку проникновение в другие эпохи и пространства осуществляется дистанционно через экраны и проекции, экспозиция превращается в подобие «волшебного кристалла», в котором отражается весь музейный универсум от коллекций до ежедневной практики.
Экспозиция формируется как комплекс относительно автономных пространств, связанных между собою через систему гиперссылок. Она может осматриваться как в ходе обзорной экскурсии, так и в режиме многократных посещений отдельных залов.
Разделы экспозиции различаются по способам и глубине раскрытия тематики, по составу посетителей и характеру функционирования. Поэтому важно четко определить соотношение отдельных элементов системы экспозиций и обеспечить их связь друг с другом по принципу дополнительности. В некотором смысле можно говорить о «послойном» членении экспозиции, при котором отдельные темы содержат отсылки к более глубоким слоям, к монографическому раскрытию содержания.
Экспозиция каждого этажа демонстрирует различные мультимедийные технологии и в то же время имеет определенную тематическую направленность.
• Подвал – Информационное введение в экспозицию;
• 1-й этаж – «Сакт-Петербург» (императорский Петербург, музейный Петербург);
• 2-й этаж – «Русский музей» (публичная деятельность, внутримузейная работа);
• 3-й этаж – «Кордегардии Михайловского замка».

 

 
  © АДИТ, 1997-2007