АДИТ-2007. Тезисы доклада
Тема: "Музеи и университеты. Взаимодействие на новом этапе"
Динес В.А
  Саратов
  Саратовский государственный социально-экономический университет
 
Сытник А.А., Сумина Г.А.

Использование научно-методического обеспечения системы информационно-образовательных центров «Русский музей: виртуальный филиал» в гуманитарном образовании

Одним из направлений развития профессионального образования в России считается гуманитаризация образования и удовлетворение образовательных потребностей личности. Это достигается интеграцией профессиональной и гуманитарной подготовки будущего специалиста на основе объединения узкопрофессиональных знаний, творческих способностей, общей эрудиции, профессиональной культуры и культуры межличностных отношений.

Деятельность информационно-образовательных центров «Русский музей: виртуальный филиал», направленная на активизацию музейно-педагогической, научно-методической работы в регионах России, является новым этапом интеграции музея и образовательных учреждений в единое информационно-образовательное пространство, что позволяет получить принципиально новые результаты в выбранной области, провести уникальные научные исследования. Виртуальные музеи, созданные Русским музеем, являются инновационной разработкой компьютерных технологий и представляют собой логически связанное пространство, состоящее из самых разных визуальных объектов, начиная с альбомов, каталогов в печатном виде и заканчивая цифровыми коллекциями, образовательными программами, играми. Обладая особыми коммуникативными качествами, виртуальные музеи являются новой формой трансляции культурных ценностей, расширяют возможности восприятия и интерпретации произведений искусства и через цифровую коллекцию легко включаются в образовательный процесс учебных заведений.

В настоящее время в России и Эстонии успешно работает 25 информационно-образовательных центров «Русский музей: виртуальный филиал», предоставляющих образовательные, информационные услуги по различным областям и вопросам гуманитарного образования. Создание и развитие информационно-образовательных центров на базе вуза органично вписывается в информационно-образовательную среду региона и позволяет качественно изменить учебно-образовательный и воспитательный процесс не только в вузе, но и в других высших и средних учебных заведениях региона.

Информационно-образовательные ресурсы, которые используются в информационно-образовательных центрах для учебного процесса, относятся к следующим основным категориям:
- базы данных образовательных ресурсов (сетевых Интернет-ресурсов, печатных изданий, электронных изданий на CD/DVD-носителях), рубрикаторы, каталоги и поисковые системы на их основе;
- собственные (размещенные на объединенном портале) информационно-образовательные ресурсы (учебники, учебные пособия, задачники, методические руководства, справочники, системы тестирования, энциклопедии, базы данных, электронные архивы документов, образовательных стандартов, учебных программ и т.д.);
- системы интерактивных сервисов (форумы, гостиные, конференции, рейтинги);
- системы формирования и распространения новостной информации.

Например, в рамках реализации портала «Русский музей: виртуальный филиал» разработана структура единой информационной научно-методической базы, объединяющей наработки виртуальных филиалов Русского музея в границах Российской Федерации и Эстонии, собраны учебно-образовательные, научные, научно-популярные информационные ресурсы с целью демонстрации, обмена опытом и их совместного, по желанию стороны, использования всеми филиалами. На портале осуществляется взаимодействие всех виртуальных филиалов: составлен единый, обновляемый список всех виртуальных филиалов и образовательных центров, связанных с Русским музеем, осуществлены механизмы передачи информации между ними: размещение контактной информации о каждом подразделении, выделение электронной почты, согласование проведения виртуальных и Интернет - конференций, централизованная электронная рассылка новостей как из Русского музея, так и из виртуальных филиалов.

Разработка портала виртуальных филиалов преследует своей целью популяризацию мировых произведений искусства и культурных достижений в сфере телекоммуникаций. Предусматривается возможность любому желающему ознакомиться с некоторой открытой частью информационной базы ресурсов. Помимо этого, каждое подразделение сможет выставить свои самые яркие достижения и шедевры искусства для всеобщего обозрения. Это позволяет показать те редкие и уникальные экспонаты, которые в силу различных причин никогда не выставлялись и не покидали запасников и хранилищ.

Таким образом, совместная деятельность преподавателей вуза, сотрудников центра и музеев региона в плане разработки и создания курсов по истории, мировой художественной культуре, туризму и др. с использованием информационных ресурсов центра, компьютерной техники, сети Интернет способствует повышению качества гуманитарного образования современного молодого человека, приобщает его к мировым культурным ценностям.

 

 
  © АДИТ, 1997-2007