АДИТ-2007. Тезисы доклада
Тема: "Музеи и информационное пространство"
Черненко Виктория Викторовна
  Москва
  Государственный геологический музей им. В.И. Вернадского РАН
  Заведующий экспозиционно-выставочным отделом
  Тел.: 495-203-46-67
  Факс: 495-203-52-87
  E-mail: victoria@sgm.ru
 
Пантелеева Наталья Борисовна
Компания "ACTIVISION"

Музейное пространство XXI века

23 июня 2006 года в сердце «музейной земли Парижа» открылся новый музей. Музей на набережной Бранли – «место встречи культур и цивилизаций», как определил его миссию, выступая на открытии музея, Президент Республики г-н Жак Ширак, по праву можно считать музейным пространством XXI века.

Музей на набережной Бранли – это новый институт культуры, являющийся одновременно публичным и исследовательско-образовательным центром. Основной целью музея стало наилучшее использование вверенного ему культурного наследия, его представление широкой публике. В такой деятельности инновации играют ключевую роль. В музее в настоящее время создается электронная версия коллекций, доступная в режиме online и содержащая изображения и описания 267 434 предметов, хранившихся ранее в Музее Человека и в Музее искусства стран Африки и Океании, а также исторические, этнографические сведения и исследовательские материалы.

Цель этого проекта облегчить широкой публике доступ к материалам культурного наследия, а также содействовать развитию гуманитарных и социальных исследований. В рамках реализации 4-летнего исследовательского проекта музей стал местом встречи музейного и университетского мира, впервые появилась возможность исследователям и кураторам коллекций работать вместе. Новаторским явился и междисциплинарный подход, объединивший специалистов нескольких областей знаний: антропологии, археологии, лингвистики, истории и истории искусств.

Музей проводит политику взаимопомощи и научной кооперации специалистов стран Азии, Африки, Океании и Америк, из которых представлены артефакты.

Огромное, единое экспозиционное пространство представляет свыше 3500 произведений искусства с четырех огромных географических пространства: Африки, Азии, Океании и Америки, связанных между собой зонами, в которых происходит взаимопроникновение культур и Цивилизаций, последние особенно интересны для междисциплинарного исследования. Расположенные в экспозиции многочисленные тексты, схемы, необычные и увлекательные мультимедиа инсталляции позволяют посетителям рассматривать каждое произведение искусства в историко-культурном контексте.
Особое внимание создатели музея уделили информационному сопровождению уникального собрания. В недрах постоянной экспозиции, как связующая нить, представлены более 100 программ и видеоинсталляций для более полного информирования посетителя: в дополнение к увиденному они предлагают многоуровневые ответы и комментарии, адресованные как специалистам, так и новичкам. Объекты как бы рассказывают о себе. Мозаика экранов занимает главное место в усилении образов. Программы оперируют 4000 документами, которые можно обнаружить в различных точках на своем пути:

- в витринах, в коротких программах, маленьких звуковых и аудиовизуальных комментариях к экспонируемым объектам (рисунки - искусство пигмеев, звуки музыкальных инструментов).
- в интерактивных уголках - 23 консультационных терминалах, которые внезапно появляются в зале экспозиций, со сложными интерактивными программами, сгруппированными по географическим зонам.
- в 8 мультимедиа-инсталляциях - оригинальных отражениях нематериальных объектов: музыки, татуировок, ритуальных танцев. Эти инсталляции, созданные в музее, являются его собственностью, не имеют аналогов и непосредственно представляют объекты, находящиеся в его экспозиции.

Широко использованы различные технические средства отображения информации: проекторы, мониторы, сенсорные экраны, панели, а также «прозрачный океанический шар», расположенный на перекрестке цивилизаций – оригинальная разработка, надолго приковывающая к себе внимание посетителей самых разных возрастных категорий.

Мультимедиа галерея расположена выше зала экспозиции. В ней посетители могут познакомиться с антропологической мультимедиа-энциклопедией и всеми программами, расположенными в экспозиционном пространстве. Это своеобразное место для размышлений, которое позволяет посетителю обдумать увиденное и продолжить посещение музея, углубившись в исследуемую тему. Здесь посетитель может изучать тему в своем ритме и выбранном направлении (архитектура, лингвистика, экосистемы, география, антропология).

В центре экспозиции, красной нитью, проложен уникальный путь, предназначенный для инвалидов – «река» - тактильное пространство, позволяющее людям ощущать объект. «Кричащие» тексты, тактильные рельефы и экраны, адаптированные к разным типам пользователей (при слепоте, глухоте, ограничениях в движении) позволяют им найти свой способ взаимодействия с музейным пространством.

С научной документацией Musee du quai Branly можно работать как в музее, так и далеко за его пределами. Online публикации разделены на две взаимодополняющие категории: цифровые обзоры, размещенные в сети Интернет, и электронные ресурсы, доступные только в стенах музея. Сайт музея предоставляет доступ к различным каталогам. Электронные ресурсы лишь часть обширной медиатеки, с которой могут работать посетители после аккредитации. В состав медиатеки входят печатные документы, манускрипты, изображения, звукозаписи, видеозаписи, банки данных, по этнологии и антропологии, изучению искусства и цивилизаций Африки, Азии, Океании и Америк.

Медиатека является ядром музейной системы, с которой пользователи получают доступ в 4 зонах и на сайте, в разделе «Научная документация». Электронный каталог медиатеки позволяет пользователям работать со всей коллекцией документов (печатные издания, CD, DVD), хранящиеся в музее, а также предоставляет доступ в объединенный каталог библиотек университетов SUDOC, содержащий более 7 000 000 ссылок на монографии, диссертации, периодические издания и другие виды документов, включая их местонаходжение. Правом бесплатного доступа обладают все студенты, преподаватели и исследователи гуманитарных и общественных наук, истории искусств и школы искусств.

Тарифы на посещение:
- недельное – 5 евро;
- годовое – 26 евро. Это скорее не плата, а пожертвование.
Вопросами коммерческого использования изображений музейных предметов занимается фотоагенство SCALA ARCHIVES.
Музей на набережной Бранли:
- общая площадь – 25 100 м2;
- экспозиционная площадь – 4 750 м2;
- фондохранилище – 6 095 м2;
- выставочная площадь – 3 400 м2;
- площадь медиатеки – 1 350 м2; (4 комнаты на 250 посетителей).

Медиатека включает: 25 000 в свободном доступе; 250 000 в закрытом хранении; 3 000 обзоров; 650 000 иконографических документов; 6 000 файлов по коллекциям.
Собрание музея насчитывает около 300 000 предметов, в экспозиции представлено свыше 3 500.

Знакомясь с музеем на набережной Бранли, ловишь себя на мысли, что многие разработки успешно реализованы и в наших музеях, но единой прекрасно структурированной информационной системы, рассчитанной на различные категории пользователей, одинаково эффективно работающей как в стенах музея, так и за его пределами, построенной на междисциплинарном принципе и дающем энциклопедические знания по нескольким областям знания, преломленным через музейный предмет, нет ни в одном отечественном музее.

Музей на набережной Бранли – место, куда хочется возвращаться вновь и вновь. Здесь вверенное ему культурное наследие наилучшим образом представлено широкой публике, а это залог успеха.

 

 
  © АДИТ, 1997-2007