АДИТ-2007. Тезисы доклада
Тема: "Музеи и университеты. Взаимодействие на новом этапе"
Эльфонд Ирина Яковлевна
  Саратов
  Саратовский государственный социально-экономический университет
  зав.кафедрой истории культуры и искусства
  Тел.: (845-2) 33-33-94
  E-mail: sumina@ssea.runnet.ru
 
Сумина Галина Алексеевна

ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ

Использование информационных технологий становится в настоящее время одним из наиболее существенных аспектов в процессе подготовки специалистов высшей квалификации и приобретает все большее значение в ходе обучения по гуманитарным специальностям, в частности по тем, кото-рые непосредственно связаны с музейной деятельностью («музеология». «музейное дело», «искусствоведение», «история», «туризм» и т.д.
В Саратовском государственном социально-экономическом университете специальности «музеология» и «искусствоведение» были открыты недавно, но с первых же шагов стало очевидно, какие широчайшие возможности для специального обучения предоставляет наличие информационно-образовательного центра «Виртуальный филиал Русского музея» (ИОЦ), и какие мощные ресурсы обеспечиваются благодаря информационным техно-логиям для гораздо более глубокого и серьезного обучения, как по дисцип-линам стандарта, так и в ходе специализации.
Следует отметить, что ряд курсов обеспечен соответствующими готовыми ресурсами благодаря наличию медиатеки ИОЦ, например, курс «теория ис-кусства» полностью обеспечен учебной и научной литературой.
Вместе с тем, целый ряд курсов не имеет такого обеспечения и иллюстра-тивные, и методические и теоретические материалами создаются в результа-те работы самих преподавателей (что естественно, требует умений работы в Power Point и Adobe Photoshop). Так, сотрудниками кафедры подготовлены ресурсы по «Цветоведению», «Музеям мира», «Истории искусства» и др.
Иллюстративный материал к курсу по истории искусств компоновался в презентациях, что намного улучшило подачу теории и предоставило новые возможности в методике преподавания. Во время обсуждения материалов для сравнения можно было сочетать иллюстрации и выявлять различия в ре-шении и замысле автора, например, классическая работа Т. Жерико «Плот «Медузы»» сравнивалась с этюдом, хранящемся в музее Руана, сопоставля-лись все три варианта «Битвы при Сан-Романо» П. Учелло и т.д.
Во время разработки курса «Музеи мира», который является обязатель-ным для стандарта «Музеология», важным для «Туризма» и «Искусствоведе-ния» практически не имеет поддержки в систематизированных информаци-онных ресурсах. Работа кафедры в этом плане была начата со сбора требуе-мых данных: помимо сведенияй о художественных хранилищах; в ресурсы была включена информация и видеоряд, связанные с основателями музеев или собирателями тех коллекций, которые составляли основу того или иного музея (Вильгельм IV Баварский, римские папы-меценаты и т.д.), а также (ес-ли это было возможно) приводились портреты архитекторов (Браманте, Кленце), лиц, которые делали художественные собрания общественным дос-тоянием (Анна-Мария-Луиза Медичи). Был собран материал по 23 музеям – от всемирно известных Лувра и Прадо до галереи Брера (Милан) и Фарнезе (в основном европейских и США).
Этот материал был оформлен в виде презентаций с использованием ани-мационных эффектов, и сейчас создаются первые варианты мультимедийных пособий. При этом существует возможность делать и вариативные ресурсы для других специальностей.
Задачи отдельных курсов потребовали и усложнения использования тех-нологий. Так, курс «История театра» требует не только анимационных эф-фектов, но и звукового оформления, использования видеофрагментов из ки-нофильмов и театральных постановок.
Кроме того, информационные технологи использовались и при подготовке учебно-методических пособий. Создание диска с визуальными материалами, подобранными в соответствии с текстом пособия, предоставляет гораздо большие возможности, чем печатные материалы. Так, к пособию по истории отечественной культуры, которое готовится к выходу, параллельно создается диск в соответствии с текстом и заданиями. К примеру, авторы пишут о на-личии особо часто встречающихся образов почитаемых в народе святых, на диске можно записать их трактовку различными русскими школами иконо-писи, планируется создание аналогичных дисков по обрядам и праздникам.
Наконец, информационные технологии позволяют активизировать само-стоятельную работу студентов, начиная с первого курса. Даже восприятие иллюстративного материала, данного для сравнения, стимулирует их мысль, они активно участвуют в тестовой проверки усвоения знаний. Наконец, ис-пользуются индивидуальные задания, включающие изучение теоретической литературы и самостоятельную подборку иллюстративного материала с обоснованием мотивов своего решения.
Таким образом, активное использование информационных технологий при обучении на специальностях «Музеология» и «Искусствоведение» (а эле-менты этого использования внедряются и при преподавании культурологиче-ских курсов и по другим гуманитарным специальностям и курса «Культуро-логия» на остальных факультетах вуза) при посредстве ИОЦ «Виртуальный филиал Русского музея» позволяет значительно расширить культурный кру-гозор всех студентов и стимулировать рост их интереса к содержанию раз-личных культурологических курсов. При этом, активизируется самостоя-тельная работа студентов по специальностям «Музеология» и «Искусствове-дение»: от анализа при обычном просмотре иллюстративного материала к проверке знаний и умений использовать свои знания при решении индивиду-альных заданий. Совокупность всех этих приемов использования информа-ционных технологий способствует повышению качества преподавания (пре-подаватель все время обновляет свой материал) и предоставляет дополни-тельные важные преимущества в процессе обучения студентов по вышена-званным специальностям, тем более при специализации «Атрибуция куль-турных ценностей».

 

 
  © АДИТ, 1997-2007