Информационное взаимодействие Радищевского музея и его филиалов
Для каждого крупного музея, имеющего свои филиалы, со временем встает проблема информационного взаимодействия с ними.
Особенно эта проблема усиливается в настоящий период, когда информатизация охватила практически все сферы деятельности в России и постепенно проникает в самые дальние её уголки.
Так как же, с одной стороны оптимально, а с другой стороны оперативно решить проблему информатизации небольших филиалов головного музея и наладить информационное взаимодействия с ними, введя их в общее музейное информационное поле, а затем и в мировое информационное пространство?
Цель представленного доклада – поделиться опытом информационного взаимодействия между Саратовским государственным художественным музеем имени А.Н. Радищева и пятью его филиалами: домом-музеем Павла Кузнецова и музеем-усадьбой В.Э. Борисова-Мусатова, расположенными в г. Саратове, картинной галереей А.А. Мыльникова, находящейся в г. Энгельсе, Хвалынским художественно-мемориальным музеем К.С. Петрова-Водкина, и филиалом Радищевского музея в г. Балаково.
С данной проблемой дирекция Радищевского музея довольно остро столкнулась в середине 2003 года, когда прошла общая компьютеризация и информатизация головного музея. В нем, практически для всех основных сотрудников, были созданы компьютерные рабочие места, с подключением к Интернету, проведена единая локальная сеть, открыт сайт “Новости Радищевского музея”, на котором оперативно отражалась вся информация о выставках, акциях и иных событиях происходящих в музее. Можно сказать, что в целом было образовано единое информационное пространство самого головного музея.
Однако в филиалах музея в это время ничего этого не было. И любое взаимодействие между филиалами и головным музеем происходило в лучшем случае по телефону, в худшем, через обычные почтовые сообщения.
Поэтому, перед Радищевским музеем встала задача решить эту проблему и постепенно начать процесс компьютеризации и информатизации филиалов музея.
Для решения этой проблемы было намечено несколько направлений:
1. Насыщение филиалов компьютерной техникой и периферией;
2. Обучение сотрудников филиалов владением компьютерной грамотностью;
3. Стимулирование филиалов к созданию разнообразных информационных ресурсов и продуктов;
4. Предоставление возможности филиалам получать информацию через Интернет и заявлять о себе в мировом информационном пространстве;
5. Образование единого информационного пространства головного музея и филиалов;
В начале 2004 года в каждый из указанных выше филиалов был приобретен комплект оборудования, состоящий из компьютера, лазерного принтера и модема. Проблему обучения сотрудников компьютерной грамотности взяли на себя сами филиалы музея, так как многие из них значительно удалены от головного музея и централизованное обучение не имело смысла.
Осенью 2004 года, с той или иной долей успешности, практически все филиалы были подключены к Интернет и обзавелись электронными адресами, что во многом сняло проблему оперативного обмена информации.
На этом процесс образования единого музейного информационного пространства не завершился, а наоборот, вступил в наиболее трудную свою фазу. Необходимо было создать объединенные информационные ресурсы и базы данных, получить на их основе музейные информационные продукты, стимулировать сотрудников к использованию в своей профессиональной деятельности Интернета, предоставить результаты своей деятельности для широкой общественности и т.д.
В качестве площадки для филиалов, объединяющей все основные информационные ресурсы музея, был предложен сайт “Новости Радищевского музея”. Сайт к этому времени уже практически превратился в большой музейный портал, отражающий на своих страницах разнообразную информацию о различных направлениях деятельности музея. Тем более, что филиалы музея в той или иной мере уже были представлены на сайте своими новостями и тематическими страничками.
Но, не все филиалы Радищевского музея согласились с этим предложением и некоторые из них выбрали свой путь. Одним из них стал Балаковский филиал Радищевского музея, который в начале 2005 года создал свой собственный сайт и начал на нем свою деятельность. На этом сайте во многом была сохранена структура сайта головного музея, но были добавлены и дополнительные рубрики, отражающие специфику деятельности данного филиала. К сожалению, этот сайт в своей активной фазе – фазе наполнения и поддержки просуществовал около девяти месяцев и затем был заброшен сотрудниками Балаковского филиала. Основной причиной этого стал уход из музея программиста, который разрабатывал и поддерживал данный сайт, а научные сотрудники, не овладев технологией, после его увольнения были лишены этой возможности.
В то же время, в начале 2005 года два филиала Радищевского музея – музей-усадьба В.Э.Борисова-Мусатова в г. Саратове и художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина в г. Хвалынске с большим интересом и воодушевлением приняли соответствующее предложение и начали самое активное сотрудничество с ним в едином информационной пространстве.
Этим филиалам, головным музеем была предоставлена возможность самим формировать свою политику при создании информационных ресурсов. Это касалось, как жанров предоставляемой на единый сайт информации о тех или иных событиях в пределах филиала (анонс, новость, пресс-релиз, фоторепортаж, тема дня, виртуальная галерея, научная статья и так далее), так и разработки направлений их основной деятельности. В последнем случае филиалам было предложено открыть и вести на сайте собственные Интернет-проекты, которые отражали бы те или иные научные темы и проблемы, разрабатываемые силами их сотрудников. И отклик от филиалов произошел очень быстро.
Каждый из них еженедельно стал предоставлять необходимую новостную информацию, а также открыл по несколько Интернет-проектов – “Мир Борисова-Мусатова. XXI век”, “Мир художника глазами фотографа”, “Родное и вселенское Петрова-Водкина”, “Притяжение Хвалынска” и т.д. Причем оперативность появления этой информации на сайте и ее доступность для пользователей составляла от 1-2 часов до 1-2 дней с момента поступления ее на почтовый сервер музея.
Чуть позже, подтянулись и сотрудники других филиалов Радищевского музея - Дома-музея Павла Кузнецова и Энгельсской картинной галерее А.А.Мыльникова, которые также открыли на объединенном музейном Интернет-ресурсе свои виртуальные проекты “Музейная долина” и “Искусство левого берега”.
Кроме этого, у сотрудников филиалов музея появилась возможность участвовать не только в своих проектах, но и в проектах проводимых сотрудниками головного музея. К таким совместным проектам можно отнести Интернет-проект “Музей и дети”, в котором сейчас принимают участие, как образовательный отдел Радищеского музея, так и все его филиалы, что делает сам проект значительно многогранней и интересней.
В конце 2006 – начале 2007 годов практически все филиалы музея получили дополнительную подпитку в оборудовании. Для них были закуплены сканеры, цифровые фотоаппараты, записывающие CD и DVD-устройства, что им позволило самостоятельно и оперативно наращивать собственные информационные ресурсы.
Вкупе с большим массивом информации, которая создается в самом головном музее, как по событийной проблематике, так и по различным тематическим музейным направлениям все это дает возможность соединить и объёмно представить разнообразную деятельность Радищевского музея в целом.
Важным фактором, определяющим для филиалов путь централизованного накопления своих ресурсов на головном сайте является и то, что данные ресурсы затем многократно транслируются на различные новостные и специализированный Интернет-порталы. С помощью системы рассылок и подписок эти ресурсы попадают на обозрение огромному числу, как специалистов, так и простых пользователей. Такой путь позволяет филиалам Радищеского музея включиться в мировое информационное пространство. При этом с самих сотрудников филиалов снята головная боль по постоянному и оперативному поддержанию своих ресурсов и по проведению PR-кампаний своей деятельности в Интернете. Как очень точно выразилась заведующий филиалом В.Э.Борисова-Мусатова Элеонора Беленович “Данный путь – это путь на свободу”.
Все это стимулирует сотрудников филиалов к дальнейшему профессиональному росту. В последнее время у филиалов Радищевского музея наметились свои собственные подходы в освоении и использовании информационных технологий. Так у Хвалынского художественно-меморильного музея К.С. Петрова-Водкина возникли многочисленные наработки в мультимедийном сопровождении выставок и музейной деятельности. Они заключаются в создании мультимедиа-фильмов, отображающих жизнь и творчество художников, связанных с г. Хвалынском, которые могут не только помочь расширить музейную аудиторию, но и сохранить «уходящую натуру»
В музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова наметилась другая интересная тенденция: сначала возникает оригинальный интернет-проект («Мир художника глазами фотографа, «Город где жил художник, прогулки с Мусатовым сто лет спустя» и т.д.), и разными своими гранями предъявляется в Интернет-пространстве, а затем следует его осуществление в реальной деятельности музея.
Среди одной из перспектив дальнейшего развития информационного пространства в пределах филиалов музея является создание специальных информационных зон, для обслуживания посетителей. Многие филиалы уже объективно готовы к этому, так как создали и накопили многочисленные эксклюзивные информационные ресурсы и часто используют их во время открытия и проведения выставок, акций и иных мероприятий, проводимых на своих площадках. Однако, для более полного удовлетворения потребностей посетителей необходимо создание специализированных информационных зон, с комплектацией их необходимым демонстрационным оборудованием: мультимедиа-проектором, экраном, телевизором, панелью и так далее.
Это довольно трудоемкий и затратный процесс, и его выполнение напрямую зависит от финансовых возможностей музея. Однако, решение этой задачи позволит расширить возможность филиалов в сопровождении проводимых выставок на современном уровне и поможет привлечь дополнительных посетителей в музей.
|