Компьютерная графика и язык изобразительного искусства. Некоторые итоги сотрудничества музея и Международного образовательного центра СГТУ.
Радищевский музей давно и прочно вписан в образовательное пространство Саратова и Саратовской области. Сотрудники музея ведут разнообразную деятельность в области художественного образования.
В музее фактически уже более 10 лет работает Детская художественная студия, являющаяся одной из действенных форм художественного воспитания детей. Она представлена несколькими кружками, которые посещают дети от 4 до 12 лет. Основной её миссией является развитие способности к активному творческому восприятию окружающего мира через освоение произведений искусства, создание самостоятельного суждения о них и формирование практических навыков работы с различными художественными материалами. В студии вместе с сотрудниками музея преподают опытные педагоги-художники. Многие её выпускники стали студентами Саратовского художественного училища.
Самый традиционный вид сотрудничества с учреждениями среднего образования – это абонементы и образовательные программы. Учащиеся разных возрастов являются активными нашими посетителями. Для них разработаны циклы занятий с учетом психологических особенностей каждого возраста. Сотрудники музея ведут занятия в различных образовательных учреждениях художественно-эстетической направленности: художественных школах, школах искусств, студиях и т. п.
В нашем музее проходят обучение студенты исторического, филологического, философского факультетов, отделений культурологии и искусствоведения Саратовского государственного университета, студенты из Технического университета и Консерватории, а также будущие художники, дизайнеры, модельеры. Основной дисциплиной, которую изучают студенты, приходя в художественный музей, является Теория и история изобразительного искусства, которая включает знакомство с русским и мировым искусством. Наравне с этим существуют и пользуются большим спросом авторские тематические программы, раскрывающие самые разнообразные аспекты художественного процесса. Особым видом сотрудничества музея и студентов стала музейная практика, в ходе которой студенты ближе знакомятся со всеми службами музея, направлениями его деятельности, его структурой, проблемами и перспективами развития.
Таким образом, в области художественного образования музей оказывает значительное влияние на культурное пространство региона.
Следующей формой, работающей на формирование и поддержку определенного уровня художественно-образовательного пространства, служит активная работа в составе жюри и экспертных советов творческих конкурсов. Сотрудники музея регулярно выступают в этой роли, оценивая изобразительное творчество детей (рисунки, аппликации, батик и др.) и научно-искусствоведческие работы (научно-практическая конференция «Люди. События. Факты.» в СОШ № 76, конкурс «ОТЕЧЕСТВО. Саратовский край в истории России», проводимый Областным центром дополнительного образования для детей «Поиск», научно-практическая конференция школьников «Одиссея разума» в ДТДиМ, городской слет актива музеев образовательных учреждений «Листая страницы истории» и др.).
В течение нескольких лет сотрудники музея входят в состав экспертного совета Открытого ежегодного Международного конкурса компьютерных работ среди детей, юношества и студенческой молодежи «Цифровой ветер», проводимого Международным образовательным центром АПТЭК (Aptech) Саратовского государственного технического университета совместно с корпорациями Aptech World-Wide (Индия) и Toon Boom Technologies (Канада), под эгидой Федерального агентства по образованию Российской Федерации и патронатом губернатора Саратовской области. Музей определил юным участникам специальный приз «За художественный вкус». Чтобы стать его обладателем, нужно получить высокую оценку экспертов (сотрудников образовательного отдела музея) по следующим критериям: дизайн проекта, композиция, стиль, оригинальность, фантазия, наличие идеи и др. Как правило, музейщики высказывают свое мнение о работах, созданных при помощи мультимедиа-технологий и поданных на следующие номинации: 2-мерная и 3-мерная статичная графика, 2D- и 3D-анимация.
На конкурс обычно приходит порядка 800-900 работ, требующих внимательного просмотра и оценки. Анализ работ на протяжении последних трех лет привел к следующим выводам. Подаваемые на конкурс работы свидетельствуют о росте интереса детей и юношества к изобразительному творчеству в области информационных и компьютерных технологий, о приобретении и совершенствовании навыков работы с интернет-технологиями и компьютерной графикой, об изучении и применении современных программных ресурсов для создания интернет-приложений и компьютерной мультипликации. Но при этом у авторов работ отсутствуют знания элементарных законов человеческого восприятия, чувство прекрасного, креативность мышления. Совершенные в техническом плане работы оказываются низкими по своему художественному уровню, безыдейными и просто некрасивыми. Такие выводы приводят к мысли о необходимости совмещения компьютерного и художественного образования. Во всяком случае, это является верным в отношении тех направлений цифровых технологий, которые непосредственно связаны с изобразительным рядом (компьютерная графика, анимация, реклама).
Музей уже второй год осуществляет подобный проект совместно с Международным образовательным центром СГТУ. Группы отделения рекламы 2 курса АПТЕКа слушают на базе музея курс «История изобразительного искусства России 18-20 вв.». Целью этого курса является изучение основных памятников изобразительного и декоративно-прикладного искусства России 18-20 вв.; получение представления о видах и жанрах искусства, их специфике, языке изобразительного искусства; изучение важнейших течений, направлений и стилей, рассмотренных в историко-культурном контексте; подведение студентов к пониманию логики развития изобразительного и декоративно-прикладного искусства, опираясь в основном на достижения русского искусства. Среди основных задач курса – получение зрительного впечатления от наиболее характерных для указанной эпохи памятников искусства; развитие вкуса студентов и интереса к работе с художественным произведением в подлиннике. Не случайно в рамках курса даются главные элементы языка изобразительного искусства, ведь именно благодаря этому мы начинаем понимать шедевры прошедших эпох и можем избежать ошибок в собственных рисунках.
В качестве зачета студенты получают задание создать проект рекламной компании, которая должна привлечь в музей инвестиции, сделать наши коллекции и формы деятельности привлекательными для спонсоров или предложить новые источники доходов. Некоторая часть студентов довольно формально подходит к выполнению задания, предлагая обычные презентации, посвященные тому или иному разделу нашей коллекции. Но есть уже серия работ, авторы которых идут дальше, выдвигая оригинальные идеи получения дохода от публикации произведения из нашего собрания в интернете, создавая тематический сайт, посвященный художественному творчеству, или предлагая организовать игру, целью которой является поиск какого-либо произведения искусства среди коллекций музеев мира. Уникальным призом для победителя игры становится полотно молодого современного художника. Хочу отметить и проект рекламного интерактивного плаката-баннера, привлекающего всеобщее внимание. Здесь мы видим правильно и четко выстроенную композицию изображения, работающую на идею работы и конечную цель, которую в результате хочет достигнуть автор. В этих работах уже заметно, что студенты знакомы с основными законами человеческого восприятия и готовы учитывать их при выполнении своих заданий. Приятно сознавать, что молодые люди становятся ближе к проблемам музейщиков и пытаются их решать, исходя из их опыта и реалий современной действительности.
Подобные примеры студенческих работ радуют нас и говорят как о росте интереса молодежи к музейной деятельности, так и о влиянии образовательного курса, посвященного языку изобразительного искусства, на конечный результат их творчества. Это становится особенно актуальным на фоне современного интенсивного визуального потока и падения его изобразительной культуры.
|