Опыт проведения студенческих практик в музее-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова
Проблема взаимоотношения музеев и университетов России имеет под собой давнюю историю и неоднократно поднималась на различных научных конференциях. В 2005 году эта проблема явилась предметом особого рассмотрения на конференции НП АДИТ в г. Казани, где музейным информационным сообществом и сотрудниками университетов была сделана попытка найти точки соприкосновения между двумя нашими институциями. На конференции АДИТ-2007 в Саратове данный вопрос поставлен еще шире и глубже и касается уже не столько точек соприкосновения, сколько взаимодействия между музеями и университетами на новом этапе.
Исходя из данной проблемы поставленной на конференции, хотелось бы поделиться опытом работы конкретной музейной структуры с различными образовательными учреждениями с позиции проведения студенческих практик на базе музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова.
Как известно, в состав учебного плана многих гуманитарные факультетов ВУЗов включено обязательное прохождение музейной практики. Традиционно, такая практика проводится на базе того или иного музея и к работе со студентами привлекаются его сотрудники. Музей-усадьба В.Э. Борисова-Мусатова, как структура Радищевского музея, с момента своего открытия не стал исключением. В рамках этих практик в музее-усадьбе неоднократно проводились лекционно-экскурсионные занятия, носящие преимущественно ознакомительный и просветительский характер.
Впервые полный курс музейной практики на базе музея-усадьбы В.Э. Борисова–Мусатова был организован в июле 2004 года со студентами 2-го курса исторического факультета Саратовского государственного университета (отделение “Сервис и туризм”).
Традиционно, в рамках курса, студенты получали теоретические знания из области музееведения: история возникновения и развития музеев, основные тенденции развития музеев в современном обществе, схожесть этих процессов в России и за рубежом, безопасность хранения музейной коллекции, фондовая, научно-исследовательская, экспозиционно-выставочная, культурно-образовательная деятельность музеев и т.д.
Это тот набор информации, который и составляет единство мирового музейного сообщества.
Тем не менее, опыт работы с посетителем, изучение творческого наследия В.Э. Борисова-Мусатова, организация крупных мероприятий на территории музея позволили в ходе практики осуществить со студентами оригинальные подходы в выборе тем практических занятий.
Например, известно, что В.Э. Борисов–Мусатов увлеченно занимался фотографией, активно используя полученные снимки своих моделей при поиске композиционных решений будущих живописных работ. Уже с первых моментов работы перед фотоаппаратом художника обычные земные женщины приобретали образ таинственных незнакомок, неземных существ.
Для того, чтобы понять и уловить дух мусатовских героинь студентам-практикантам понадобилось проштудировать художественные альбомы, посвященные творчеству художника, исследовать архивные материалы, изучить страницы воспоминаний о В.Э. Борисове–Мусатове.
В результате, в интерьерах мастерской художника, на террасе флигеля, в садовой беседке превратившихся на время в интерактивное музейное пространство, заново рождались сцены из давно поставленного мастером спектакля: образы героинь «Изумрудного ожерелья», «Девушки с розами», «Автопортрета с сестрой», «Осеннего мотива» были запечатлены уже на современные «Кодаки» и «Олимпусы».
Конечной целью данных фотосессий стало создание своей оригинальной художественной композиции, развитие авторского образа, открытие и проявление студентами собственного креативного начала. Объединившись в небольшие творческие группы, ребята с успехом продемонстрировали полученные и усвоенные навыки, сделав для себя неизбежный вывод: музейная профессия - яркий и творческий мир, возможности которого воистину безграничны.
Следующим опытом в сотрудничестве с ВУЗами и проведении производственных практик стало взаимоотношение с Саратовским государственным техническим университетом.
В начале 2005 года в музее-усадьбе был разработан проект «Мир Борисова-Мусатова. XXI век», целью которого стало органичное соединение имени художника, пространства музея-усадьбы, городской среды, новых технологий, в результате чего, предъявляется развивающийся мир художника в новом веке.
Проект поставил ряд проблем: сохранение усадьбы художника - являющейся памятником истории и культуры и требующей своего полного восстановления и музеефикации и развитие квартала, окружающего дом и усадьбу, который, являясь охранной зоной музея, может стать местом отдыха, удовлетворяющим разные потребности посетителей.
Ознакомившись с проектом и его проблемами, преподавателем СГТУ, саратовским архитектором и дизайнером Алексеем Кашаниным, было выдвинуто предложение о прохождении производственной практики и последующей разработки дипломного проекта студенткой 5 курса СГТУ Елизаветы Рузановой
В течении 2004-2005 годов Е. Рузанова активно сотрудничала с работниками музея-усадьбы, углубившись не только в чисто профессиональные аспекты решения поставленной перед собой задачи, но и изучая творчество художника, воссоздавая для себя время, в которое он жил. Студентка изучила разработанную в начале 90-х годов XX века архивную проектную документацию реставрации усадьбы Виктора Борисова-Мусатова. Она проанализировала существующую ситуацию: из усадебного комплекса восстановлен только мемориальный флигель художника, где сейчас открыт музей. Усадебный дом, где художник провел детство и юность, в настоящее время представляет собой большую коммунальную квартиру и находится в аварийном состоянии. Неизбежно ветшают и строения – современники художника, расположенные рядом с музеем. Три здания этой застройки имеют фасады, выполненные в стиле модерн.
В июне 2005 года на кафедре архитектуры и дизайна Саратовского Государственного Политехнического Университета состоялась защита дипломной работы Елизаветы Рузановой на тему «Центр современного искусства в условиях реконструкции музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова».
В своем дипломном проекте Е.Рузанова поставила перед собой серьезную двойную задачу: полное восстановление городской усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова, являющуюся памятником истории и культуры второй половины XIX столетия и превращение близлежащего участка старой городской застройки (охранной зоны музея) в центр современного искусства.
В результате проделанной работы было найдено оригинальное решение: сохранив фасады наиболее интересных и ценных зданий, молодой архитектор предложил объединить весь участок застройки в некий комплекс. Соединить в единое целое эти строения призвана галерея, представляющая собой верхний этаж комплекса. Центр должен включать в себя специализированные магазины, художественные мастерские, детскую художественную студию и т.д. Ее фантазия позволила предложить некое развитие идеи сада как «зеленой мастерской Мусатова»: помимо исторической части возникает Арт-ленд, включающий в себя скульптурные произведения современных авторов.
Накопленный опыт музейной практики показал возможность использования методики индивидуального сотрудничества с преподавателем и его студентом по широкому кругу проблем.
Поиски решения одной из них: обоснования брендов Саратова и поисков самоидентичности продолжились в 2006 году при сотрудничестве с профессором Поволжской академии государственной службы имени П.А. Столыпина Тамарой Петровной Фокиной.
Т.П. Фокина выдвинула предложение разобраться в современных культурных символах и брэндах Саратова будущему молодому специалисту студентке ПАГСа Светлане Зайцевой, которая в это время работала над студенческим проектом «Символы Саратова и возможность их применения в рекламных и PR-кампаниях». Многие материалы для этой работы тогда были представлены музеем-усадьбой.
В рамках проекта в ноябре 2006 года студенткой была продолжена работа, посвященная визуальному имиджу музея-усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова. На основании различных материалов ею был проанализирован уже сложившийся образ музея, его целевые группы посетителей и внутренние ресурсы, а также сконструирован желаемый имидж и выдвинут проект PR-кампании по его формированию.
В связи с этим главной целью студенческой преддипломной практики стала реализация PR-проекта в соответствии с имеющимися ресурсами.
В начале 2007 года сотрудники музея-усадьбы выступили инициаторами организации прохождения этой практики на базе мусатовского музея.
В ходе практики С. Зайцевой в музее-усадьбе были поставлены следующие задачи: применение полученных теоретических знаний специалиста по связям с общественностью; овладение профессиональной деятельностью; получение реального опыта работы в этой сфере; сбор материала для выполнения дипломного проекта; выступление в роли независимого эксперта по соответствию реального и желаемого имиджа музея-усадьбы.
Став на два месяца частью музейного коллектива, студентка в основном выполнила поставленные перед ней задачи: приняла участие в организации и проведении персональных выставок художников; провела анализ «внешних» оценок деятельности музея; разработала единый фирменный стиль музея; спроектировала схему партнерского взаимодействия музея; осуществляла информационное сопровождение деятельности музея-усадьбы на сайте «Новости Радищевского музея»; провела социологический опрос, который выяснил мнения и отношение посетителей к Музею-усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова в целом и к самому художнику в частности.
Ярким моментом практики стала организация круглого стола «Мир Борисова-Мусатова: от символа к бренду». Круглый стол был проведен с участием студентов нескольких саратовских вузов.
На обсуждение были вынесены вопросы, касающиеся общего состояния культуры Саратова, сохранения и восстановления исторических памятников, утраченных и существующих городских символов, а также вовлечённости молодёжи в решение культурных и социальных проблем.
В целом студенческий круглый стол показал актуальность проведения таких мероприятий. Для сотрудников музея данный круглый стол стал возможностью получить необходимую и объективную информацию, позволяющую скорректировать свою работу с целевой аудиторией, а также сделать выводы для дальнейшего планирования своих действий. Студенты, принявшие участие в музейном мероприятии, получили необходимый опыт в организации дискуссии, значительно расширили свои знания об истории Саратова и его современной культурной жизни.
Подводя некоторые итоги проведения студенческих практик в музее-усадьбе Борисова-Мусатова, хочется отметить следующие моменты:
Опыт взаимодействия музея-усадьбы и ВУЗов показал, что музейный ресурс может быть использован для организации учебного процесса от младших до старших курсов;
Тематика учебных и производственных практик организованных на базе музея не ограничивается исключительно традиционными темами истории искусства и культуры.
Музей может предлагать для студента индивидуальный выбор работы над актуальными проблемами родного города, исследования и разработки стратегий их решения.
Предоставляя возможность ВУЗу решать свои учебные задачи, музей в свою очередь с помощью студенческих работ получает оригинальные разработки в решении собственных проблем.
Взаимодействуя с ВУЗами различной направленности, музей демонстрирует свою вовлеченность в решение общегородских социальных проблем.
|