АДИТ-2007. Тезисы доклада
Тема: "Крупные музейные информационные проекты"
Белонович Элеонора Николаевна
  Саратов
  Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева
  зав. отделом музеефикации "Усадьба В.Э. Борисова-Мусатова"
  Тел.: (8452) 22 27 52
  E-mail: borisov-musatov@radmuseumart.ru
 
Пролеткин Игорь Викторович, начальник отдела ГИС ПРЦ НИТ СГУ

Новые подходы и новые технологии в проекте “Мир Борисова-Мусатова. XXI век”

Мир Борисова-Мусатова! Как часто сотрудникам музея-усадьбы художника приходится слышать удивленные реплики посетителей, обнаруживших, что мастер, создавший на своих полотнах мир волшебных грез, тонких элегий, старинных усадеб, прекрасных незнакомок, жил в маленьком деревянном флигеле. В комнате, служившей ему мастерской, благодаря безграничной и светлой фантазии рождались замыслы, которые затем превращались в картины. Он не был потомком знатного рода, но еще при жизни создал о себе миф, в котором причудливым образом переплелись реальность и выдумка. В родном городе он слыл чудаком, загадочным пришельцем. Аура таинственности, непонятности окружала художника, рождая тем самым сильнейший интерес к его личности.
"Мир Борисова-Мусатова" - понятие, давно перешедшее рамки событий одной жизни. Чуть больше века отделяет нас от даты его смерти. Век - эстафета сохранения мира художника, в котором незримо присутствует дух мастера.
Есть такое выражение - "место силы". Дом и усадьба, ставшие музеем, дают богатые возможности для фантазии, развития творческого начала, реализации самых неожиданных идей, тем самым, наполняя и развивая мощный энергетический поток, который мы называем "Мир Борисова-Мусатова. XXI век".

Рождение проекта и начало его реализации произошло в 2005 году. Для музея-усадьбы художника это был год больших событий: 135 лет со дня рождения В.Э. Борисова-Мусатова, 100-летие памяти художника и 5-летие работы музея-усадьбы в постоянном музейном режиме.
За эти пять лет работы сотрудники музея продолжили пополнение многочисленных материалов о художнике, собранных несколькими поколениями музейных работников. На основе этих материалов была создана первая экспозиция, накоплен опыт проведения различных выставок, организации конкурсов детского творчества и разнообразных акций и мероприятий в пределах музея-усадьбы. В 2003 году был положен процесс освоению и использованию информационных технологий, созданы первые электронные базы данных живописных работ художника, совместно с ПРЦ НИТ СГУ открыт web-сайт “Мир Мусатова”.
Однако, за это же время выявился и комплекс проблем, связанных с дальнейшим развитием музея-усадьбы, которые требовали своего неотлагательного решения.
Всё вместе взятое и стало причиной рождения и отправной точкой реализации проекта "Мир Борисова-Мусатова. XXI век", который опирается, во-первых, на сложившиеся в Радищевском музее традиции проектного мышления и, во-вторых, на активное использование новых информационно-коммуникационных технологий.

Проект начал свой путь, практически одновременно, как в реальном, так и в виртуальном пространстве. 14 апреля 2005 года в День празднования 135-летия художника был объявлен старт проекта, а чуть раньше в конце марта на сайте "Новости Радищевского музея" открылся Интернет-проект "Мир Борисова-Мусатова. XXI век", где стали помещаться материалы о текущих событиях проекта, а также статьи о жизни и творчестве художника, подготавливаемые сотрудниками музея-усадьбы и Радищевского музея.

Цель проекта:

Органичное соединение имени художника, пространства музея-усадьбы, городской среды, новых технологий, в результате которого предъявляется развивающийся мир художника в новом веке.

Задачи проекта:

Исследование материалов о художнике и создание разнообразных музейных продуктов.
Создание удобных инструментов для информационного сопровождения деятельности музея.
Создание на базе музея-усадьбы центра притяжения, для всех, кто испытывает потребность в раскрытии и предъявлении собственного творческого потенциала.
Освоение территории, прилегающей к музею, с помощью разнообразных форм и видов деятельности.
Распространение влияния музея на городскую среду.
Предъявление с помощью новых технологий изученного и систематизированного материала сообществу.

В проекте были поставлены к своему решению следующие проблемы:

- проблема исследования творчества художника, так как XXI век заставляет по-новому взглянуть на его жизнь и творчество;
- проблема дома (музея), испытывающего объективные трудности в насыщении экспозиционного пространства мемориальными вещами;
- проблема сохранения усадьбы художника - являющейся памятником истории и культуры и требующей своего полного восстановления и музеефикации;
- проблема развития квартала, окружающего дом и усадьбу, который, являясь охранной зоной музея, может стать местом отдыха, удовлетворяющей разные потребности посетителей;
- проблема города, который находится в неустанных поисках своей идентичности, своих брендов, но, к сожалению, до сих пор ещё не повернулся лицом к тем собственным ресурсам, давно известным на просторах мира;
- проблема предъявления наследия выдающегося русского художника, которое разобщено и в силу разных причин и факторов не может быть собрано в одном месте.

И именно информационным и проектным технологиям мы отвели важную миссию: целостного раскрытия Мира художника и широкого его предъявления мировому сообществу.

Содержание деятельности в рамках проекта:

Решение поставленных проблем нами было определено через разнообразную деятельность музея, которая помогла выявить основные проектные линии. Каждая из этих линий получила своё имя из названий картин художника, исторических фраз, и сложившихся слоганов музея-усадьбы:

Проектная линия "Окно" «Окно» - название первой дошедшей до нас картины В.Э. Борисова-Мусатова. Так и мы назвали свой взгляд на Мир художника в XXI веке: взгляд через Windows (окна). Этот взгляд основан на профессиональном использовании информационно-коммуникационных технологий, способных решить поставленные проблемы.
В данную проектную линию были включены несколько видов работ.

Первый вид работ заключается в изучении разнообразных опубликованных материалов, связанных с именем Борисова-Мусатова и его ближайшего окружения – родных и близких, друзей, сподвижников, учеников. Он включает выявление и последующее накопление наиболее полной электронной базы изображений произведений мастера, электронной базы доступных архивных материалов, документальных и художественных фотографий и способствует составлению полного каталога работ художника. Созданные на базе этих материалов разнообразные информационные ресурсы будут использованы в дальнейшем для организации информационной зоны музея-усадьбы.

Второй вид также напрямую связан с первым. Он заключается в проведении с помощью поисковых систем постоянного мониторинга Интернет-ресурсов, связанных с жизнью и творчеством художника, которые также необходимы для создания виртуальной зоны музея. И новые материалы найденные при помощи Интернета открывают неизвестные нам странички.
Приведем только несколько примеров.
Так большим открытием для нас стало нахождение в 2005 году на сайте Калужского художественного музея группового портрета с Борисовым-Мусатовым работы художника Михаила Демьянова (1873-1913 года). Этот портрет стал интересным сюжетом для новых исследований сотрудников музея-усадьбы.
В 2006 году на сайте галереи “Арт-салон” было найдено изображение ранее нам неизвестной пастели художника «Последний день», выставленной на торги и проданной на аукционе Сотбис в мае 2006 года. Эта находка сама по себе была удачей.
Каково же было наше удивление, когда в конце 2006 года на сайте Чувашского художественного музея была обнаружена так называемая “картина в картине”. Работа Зинаиды Серебряковой «Портрет М.Г.Направник», в которой последняя изображена на фоне произведения «Последний день». Надо ли пояснять, что это готовый сюжет для целого исследования!
И таких открытий и сюжетов в Интернете было сделано огромное количество.

Третий вид работ с информационными ресурсами заключается в постепенной модернизации существующего с марта 2003 года сайта "Мир Мусатова" и создание на нем не только виртуальной галереи произведений художника, но и отражение полной летописи жизни автора и деятельности музея-усадьбы.

Четвертый вид предполагает создание в пределах музея-усадьбы специально выделенной информационной зоны с виртуальной экспозицией, посвященной жизни и творчеству Борисова-Мусатова и предъявление ее реальным посетителям. Для решения этой задачи необходимо не только создание различных информационных и мультимедиа ресурсов, но и подбор и приобретение необходимого демонстрационного оборудования. Это довольно трудоемкий и затратный процесс, и его выполнение напрямую зависит от финансовых возможностей музея.

Проектная линия "Дом, удобный для вдохновения". Когда-то известный живописец Павел Кузнецов назвал маленький деревянный флигель Борисова-Мусатова «Домом, удобным для вдохновения». По прошествии века флигель, ставший музеем, продолжает оставаться центром притяжения всех, кто испытывает потребность в раскрытии своего творческого потенциала.
Основой данной проектной линии является выставочная деятельность музея.
За время проведения проекта на площадках музея-усадьбы было организовано порядка 20 выставок. Среди них особое место занимают тематические выставки произведений художника из собрания Радищевского музея «В.Э. Борисов-Мусатов и Общество Любителей Изящных Искусств», «Мелодии грусти старинной. Усадебные впечатления в творчестве художника». Темы выставок современных авторов, так или иначе, связаны с Миром Мусатова. Например «Зубриловская Атлантида», «Сто лет спустя…Памяти В.Э. Борисова-Мусатова», персональные выставки В. Успенского, В. Челинцевой, Б. Глубокова, А. Трубецкова, Н. Никифоровой, С. Лопуховой.
Отличительной особенностью этих выставок, является новый, более технологичный подход, разработанный и успешно внедренный в Радищевском музее. Этот подход стал рабочим инструментом и для нашего филиала.
Любая выставка, проводящаяся в музее, рассматривается как выставочный проект, со своими целями и задачами, календарным планом и этапами проведения, командой кураторов и исполнителей, применяемыми информационными технологиями, партнерами и спонсорами, и, безусловно, целевой аудиторией, на которую та или иная выставка направлена.
При этом такой подход опирается на определенные принципы организации и в нем выделяется несколько этапов проведения выставочного проекта, каждый из которых характеризуется своим набором применения информационных технологий.
За последнее время мы стараемся также придерживаться этих подходов, принципов и этапов, а также активно использовать ИТ-технологии при организации и продвижения выставок.
Из сложившегося опыта у нас они применяются наиболее успешно на этапе продвижения выставки - в нашем случае Интернет-поддержке выставочного проекта. Этот этап мы рассматриваем одним из наиболее важных в выставочной деятельности. Именно он позволяет нам формировать и воздействовать на потенциального посетителя музея, предоставляя ему широкий спектр актуальной и разнообразной информации о проводимой выставке.
Для этого нами используется сайт “Новости Радищевского музея”, где отражается информация по выставке в самых разнообразных жанрах:
- Анонс, новость
- Пресс-релиз
- Фоторепортаж
- Тема дня
- Интернет-журнал
- Интернет-каталог
- Интернет-проект
- Виртуальная галерея
- Информационный бюллетень
- Тематический сайт
Выбор и набор жанров продвижения, зависит от каждой конкретной выставки и определяется теми целями и задачами, которые мы ставим перед собой.
При соблюдении такого подхода, любая выставка по завершении своей работы остаётся “жить” в Интернет-пространстве и объективно играет роль «сухого остатка» после совершённого действия, позволяя более объёмно представлять деятельность музея в прошлом и настоящем.

Эти же подходы и технологии используются и в проектной линии "Мастерская на Плац-Параде". Её основу составляет проведение ежегодных художественных пленэров в приусадебном саде - "зелёной мастерской" Борисова-Мусатова. Участниками пленэров за прошедшее время стали профессиональные художники и фотографы, а также любители, студенты, воспитанники детских художественных школ и студий.
На сайте “Новости Радищевского музея” линия «Мастерская на Плац-параде» ярче всего представлена Интернет-проектом Валерия Кузьменко «Мир художника глазами фотографа».

Проектная линия "Зеленый остров на Вольской, 33". Мир художника в XXI веке должен обрести не только свою территорию, но и невидимыми нитями протянуться в различные точки планеты. Зародившись в отчем доме, вырвавшись через распахнутое окно, охватив усадьбу, сад, квартал - этот мир насыщает своими красивыми и поэтическими образами любимый город и устремляется за его пределы, пронизывая все, что связано с именем художника, оставаясь при этом небольшим зеленым островом на огромном пространстве нашей планеты. Основная цель: сплетя воедино реальную и виртуальную паутину мира художника, не нарушить его гармонии и донести следующим поколениям.
Попытка решения этих проблем, так или иначе, осуществляется путем постоянного отражения и продвижения в Интернете деятельности сотрудников музея-усадьбы и их партнеров по данному проекту, как на сайте “Новости Радищевского музея”, так и на других новостных и специализированных сайтах и порталах России. С начала выполнения работ по проекту на сайте было опубликовано 220 различных анонсов, новостей, пресс-релизов, фоторепортажей, заметок, эссе, статей и материалов других жанров, практически все из которых были многократно транслированы в других Интернет-изданиях. Все это позволило ознакомить с Миром Мусатова огромное число различных людей из многих городов России и зарубежных стран.
Кроме этого, сотрудники музея-усадьбы с партнерами из ПРЦ НИТ СГУ проводят постоянный мониторинг Интернет-ресурсов тех материалов, которые отражают отношение к Мусатову людей никогда не бывших в его музее-усадьбе, но для которых он интересен, близок и дорог.
С помощью Интернета, например, удалось установить связь с Еленой Станюкович, внучкой близкого друга Борисова-Мусатова Владимира Станюковича. Родившись уже после кончины своего замечательного деда, Е.К. Станюкович, работая в Государственном Эрмитаже ведёт научно-исследовательскую работу, посвященную своему известному предку.
На проектную линию “Зеленый остров на Вольской, 33” также работает и уже упомянутый выше сайт “Мир Мусатова”. За время проведения проекта на сайте нашли отражение многие новые материалы, связанные с проведением конкурса детского творчества “Мир Мусатова”, довольно полный каталог опубликованной литературы о художнике, многочисленные ссылки на Интернет-ресурсы и виртуальные галереи, как российские, так и зарубежные, отражающие творчество Борисова-Мусатова.
С августа 2005 года проект нашёл отражение на страницах еженедельника "Земское обозрение", где ежемесячно помещаются печатные материалы под рубрикой "Мир Борисова-Мусатова. XXI век".
Летом и осенью 2005 года сотрудники музея-усадьбы явились организаторами двух творческих поездок-экспедиций по Мусатовским местам России: в усадьбу Зубриловка и город Тарусу. В поездках приняли участие художники, фотографы, архитекторы, музейщики Саратова.
В это же время творческая группа ГТРК "Саратов" приступила к созданию передачи "Сто лет спустя…", куда вошли материалы поездки в Зубриловку, Тарусу, а также музейных выставок "В.Э. Борисов-Мусатов и ОЛИИ", "Зубриловская Атлантида", "Сто лет спустя…".
Решение проблемы обоснования брендов города и поисков самоидентичности продолжилось в 2006 году при сотрудничестве с профессором ПАГСА Т.П. Фокина. Т.П. Фокина - эксперт, много лет, работающий над темами метафизики Саратова, не могла не заметить нашу деятельность и не отнестись к ней. Ею была проведена экспертная оценка эффективности проекта и сделан ряд ценных замечаний.
Ярким событием стал спектакль одной судьбы "Мы вернемся в эти долины, когда вновь зацветут сирени…", посвящённый Виктору Борисову-Мусатову. Постановка была осуществлена силами Народного артиста России Григория Цинмана, заслуженного артиста России Ильи Володарского и актрисы Татьяны Родионовой 20 мая 2006 года в Большом зале Радищевского музея во время проведения масштабного мероприятия "Ночь музеев". Созданный спектакль предъявил публике и специалистам новый подход и новую форму творческого сотрудничества двух крупных структур: музея и театра.

Результаты применения новых подходов и новых технологий в проекте:

1. Проект “Мир Борисова-Мусатова. XXI век" стал основным движущим механизмом в деятельности музея-усадьбы Борисова-Мусатова.
2. Применение новых подходов и новых технологий во многом перестроили эту деятельность, выработав ее определенную систему.
3. Проектный и информационный подход существенно расширил круг и привлек к музею новых партнеров из сферы культуры, науки, образования, бизнеса, средств массовой информации, как в Саратове, так и за его пределами.
4. Предложенный Интернет-мониторинг информационных ресурсов позволил постоянно отслеживать любую актуальную информацию, которая касается избранной темы и искать пути решения остростоящей современной проблемы - музей и общество.
5. Накопленный во время проведения проекта материал еще ярче высветил насущность модернизации сайта "Мир Мусатова", посвящённого жизни и творчеству художника и призванного предъявлять эти материалы широкому кругу пользователей.
6. Проект сгенерировал новые перспективные проектные решения: "Мир художника глазами фотографа", "Соцветие красок - созвездие имён", "Сто лет спустя… Прогулки с Мусатовым".
7. Проект "Мир Борисова-Мусатова. XXI век" и полученные результаты объективно должен быть взяты за основу разработки стратегической концепции развития музея-усадьбы на ближайшее будущее.

 

 
  © АДИТ, 1997-2007