АДИТ-2007. Тезисы доклада
Тема: "Крупные музейные информационные проекты"
Долгин Александр Борисович
  Москва
  Высшая школа экономики
  зав. кафедрой
  Тел.: (095) 931-96-28
  E-mail: dolgin@artpragmatica.ru
 
Лебедева Елена, Лебедев Артем

Рекомендательный интернет-сервис по культуре ИМХОклуб

Запущен рекомендательный интернет-сервис по культуре ИМХОклуб, который подсказывает пользователю, что ему читать/смотреть/слушать, исходя из его индивидуальных предпочтений (www.imhoclub.ru).
Сервис экономит время, деньги и эмоции на напрасных пробах, избавляет от необходимости разыскивать подходящие произведения в грудах творческого мусора, созданного в интересах продаж.
Принцип работы сервиса прост. Он сродни хорошо знакомому механизму сарафанного радио, когда люди прислушиваются (или нет) к советам друзей, вкусы, которых себе представляют. Только в ИМХОклубе ставка делается не на реальную, а на вкусовую близость. Происходит все следующим образом: человек оценивает определённое количество книг, создавая, тем самым, свой «пользовательский профиль», который соответствует его индивидуальным предпочтениям и служит фильтром для подбора людей с близкими взглядами. Система сравнивает «потребительские профили» и отбирает среди членов ИМХОклуба единомышленников. Тем самым для каждого абонента формируется персональный круг рекомендателей. Подобный метод называется коллаборативной фильтрацией (от английского collaboration – «сотрудничество»). По мере того как человек наращивает число оценок, точность рекомендаций увеличивается.
Т.о. экспертную работу в ИМХОклубе выполняют сами пользователи, а система способствует их кооперации и организует обмен читательским опытом. Само название ИМХОклуб происходит от оборота In My Humble Opinion – «по моему скромному мнению». Рекомендации – это услуга, которую люди оказывают друг другу.
ИМХОклуб – независимая экспертная система. Большинство существующих рекомендательных сервисов находятся на дотации у какого-нибудь торговца культурным контентом, поэтому вместо объективных советов они аккуратно конвоируют к прилавку. ИМХОклуб автономен, поэтому здесь не возникает конфликта между качеством рекомендаций и интересами продаж.
ИМХОклуб – это первый в мире мультикультурный сервис. В настоящее время в сети открыт только блок по литературе. Летом к книгам добавятся фильмы, затем сетевые ресурсы (сайты, блоги), потом телепередачи и т.д. Способность генерировать кросс-культурные рекомендации (например, на основании литературных предпочтений подсказать абоненту кинофильмы и наоборот) повышает точность прогнозов.
ИМХОклуб – это социальная сеть нового поколения. В отличие от таких сетей, как LJ – «Живой журнал», где люди случайно завязывают новые знакомства и находят источники информации, в ИМХОклубе система автоматически формирует сообщества единомышленников, позволяя участникам общаться всеми принятыми в сети способами.
Новый социальный институт решает не только проблему навигации потребителей, но и проблемы производителей, испытывающих сложности с обслуживанием рассеянного спроса. Формируя круги единомышленников, ИМХОклуб консолидирует спрос и открывает перспективы сбыта произведений, рассчитанных на разные этажи вкусовой вертикали. Кроме того, сервис позволяет выстроить обратную связь между потребителем и производителем – главное, чего так не достает сейчас культуре. Таким образом, широкое внедрение в практику рекомендательных систем способно стать тем управленческим инструментарием, который необходим для преобразований в сфере культуры.

 

 
  © АДИТ, 1997-2007