МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ ВИЗУАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
ДЛЯ БУДУЩИХ It-СПЕЦИАЛИСТОВ
Умение смотреть и видеть, знание основ языка изобразительного искусства и законов восприятия в первую очередь актуальны для людей, создающих визуальные образы, призванные воздействовать на зрителя. У нас не возникает вопроса о необходимости художественного образования, когда речь идет о художниках, которые работают с традиционными изобразительными средствами и в традиционных техниках живописи, графики, скульптуры и т.д. Но в современном мире появилось новое изобразительное средство – компьютерные технологии, которые используются при создании визуальных образов в рекламе, фотографии, кино, анимации и т.д. Но, как показал, проводимый ежегодно конкурс «Цифровой ветер», далеко не всегда люди, освоившие компьютерные технологии, могут сделать качественную работу с художественной, эстетической точки зрения. Даже если они виртуозно владеют компьютерными средствами изображения, им часто не хватает хотя бы начального художественного образования. Следует оговориться, что в конкурсе «Цифровой ветер» принимают участие молодые люди в возрасте от 7 лет до 21 года.
Познакомившись в 2005 году с конкурсными работами, мы увидели насущную необходимость повышения художественной грамотности юных It-специалистов и с удовольствием откликнулись на предложение организаторов конкурса о проведении ежегодных мастер-классов – своеобразных ликбезов по восприятию произведений и знакомству с языком изобразительного искусства.
На первом же занятии в мае 2005 года мы увидели, что студенты технических специальностей и сами заинтересованы в получении подобных знаний. И с нового учебного года они пришли в Радищевский музей, чтобы прослушать курс лекций по изобразительному искусству. Причем инициатива исходила от самих студентов и их преподавателей. Т.о. мы выполнили две основные задачи, стоявшие перед мастер-классом: 1) показали возможности и пути получения знаний в сфере изобразительного искусства и 2) познакомили с художественным музеем как с главным источником подобной информации.
Надо сказать, что мастер-классы для студентов технических специальностей требуют несколько иной подачи материала, чем для гуманитариев. Отличаются, прежде всего, цели и задачи, стоящие перед преподавателем:
1. Показать субъективную необходимость знаний об искусстве;
2. Показать пути получения этих знаний (в первую очередь через знакомство с подлинниками, которые хранятся в художественном музее);
3. Показать, как работает восприятие, когда мы видим произведения изобразительного искусства, и тем самым пробудить желание видеть их постоянно;
4. Показать многосложность и неоднозначность содержания произведения изобразительного искусства, что делает его воздействие на зрителя разнообразным, а иногда и противоречивым (это относится как к воздействию одного и того же произведения на многих зрителей, так и к воздействию на одного и того же зрителя, только в разных обстоятельствах, в разное время, в разном расположении духа);
5. Познакомить с языком изобразительного искусства, а так же с некоторыми техническими приемами, при помощи которых художник достигает того или иного эффекта, который в свою очередь должен воздействовать на зрителя тем или иным способом или донести до него ту или иную информацию.
Мы преднамеренно не стали обращаться к истории искусства, стилей, направлений. Мы решили, что разговор об искусстве со студентами, изучающими информационные технологии, лучше всего начать с представления искусства как самого древнего информационного и коммуникативного средства, возникшего прежде письменности. Далее мы показали, как информация поступает к нам через изображение с помощью особого языка изобразительного искусства, который состоит (так же как устный или письменный язык из слов) из ряда элементов (точка, линия, форма, цвет, светотень, пропорция, перспектива, композиция). Сведения об элементах языка изобразительного искусства, а также о законах восприятия лежат в основе наших занятий. Мы рассматриваем изобразительные свойства того или иного элемента на примере художественных произведений разных авторов, разных стилей и эпох, и смотрим, как работают законы восприятия в каждом случае. Т.о. студенты узнают основы изобразительного искусства, что, во-первых, поможет им самим грамотно, более полно и художественно воплощать свои идеи, создавая образы, во- вторых, откроет для них новый увлекательный мир изобразительного искусства или поможет взглянуть на него с другой стороны, и, в-третьих, возможно заинтересует и подвигнет на дальнейшее самостоятельное изучение истории искусства.
|