АДИТ-2007. Тезисы доклада
Тема: "Музей в компьютере – делай как мы, делай лучше нас"
Пролеткин Игорь Викторович
  Саратов
  ПРЦ НИТ СГУ
  начальник отдела ГИС
  Тел.: (845-2)210-669
  E-mail: proliv@sgu.ru
 
Калинина Людмила Леонидовна - зам.генерального директора по связям с общественностью и информационным технологиям СГХМ имени А.Н.Радищева,
Шпак Мария Евгеньевна - зав.отделом по развитию СГХМ имени А.Н.Радищева

Интернет-сайт – как инструмент работы музейщика

В представленном докладе, сделана попытка получить ответы на некоторые актуальные вопросы позиционирования и организации работы музеев во Всемирной паутине и отразить накопленный опыт продвижения музейной деятельности в интернет-пространство.

Прежде всего, это касается проблемы Интернет-представительств российских музеев. Эту проблему довольно остро поднял А.Лагутин в своем докладе “Кому он нужен этот ... музейный сайт?” на конференции АДИТ-2006, которая проходила на Соловках, где он попытался проанализировать, что сегодня может предложить музей посетителю своего сайта.

Основной вывод автора статьи на поставленный им же вопрос категоричен и не очень то вдохновляет: ”Сайт нужен музею только в том случае, если его руководство и сотрудники четко осознают совершенно реальные прагматические задачи, решение которых невозможно в его отсутствии. Как показывает практика, работники огромного большинства музеев России лишены этого осознания. Вывод из этого последнего тезиса очевиден - большинству отечественных музеев собственный сайт, как инструмент реализации его социальных функций не нужен!”.

При этом сам же автор и называет основные причины этого явления:
• “… большинство музейных сайтов, … были созданы, как дань моде на средства зарубежных благотворительных организаций, а не исходя из насущной необходимости осознанной руководством и сотрудниками музея”.
• “Большинство музеев используют Интернет как средство привлечения дополнительных реальных посетителей, а не как еще один инструмент музейной деятельности во всех ее аспектах”.

Как видно из приведенных выводов, работа большинства российских музеев практически не ориентирована на Интернет-пространство и, естественно, все те возможности и преимущества, которые дают web-технологии, им не известны.

Именно эти позиции и заставляют нас поделиться опытом Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева при использовании Интернет-технологий в музейной деятельности.

За время освоения Интернет-пространства Радищевский музей прошел путь от выпуска электронного информационного бюллетеня, до создания крупного музейного портала, на котором сегодня более трех тысяч текстовых страниц и семи тысяч фотографий. В портал входят не только основной сайт “Новости Радищевского музея”, но и несколько тематических сайтов и электронных каталогов музея на русском и английском языках. На портале практически каждый день появляется разнообразная информация, отражающая как основные события, происходящие в жизни музея и его пяти филиалов, так и информация, посвященная истории музея, художникам саратовской школы живописи, памятным датам культуры и так далее. В структуру портала встроена специальная навигационная система, охватывающая информацию и ссылки на сайты более 1200 музеев из 25 стран мира.

Авторами и корреспондентами всего этого огромного массива являются десятки сотрудников различных подразделений и филиалов Радищевского музея, и для них новостной портал стал как основным инструментом, так и своеобразной площадкой для отражения своей творческой деятельности и доведения ее до российского и мирового сообщества.

Такой подход позволил сделать музейный портал довольно популярным во всемирной паутине. За время существования объединенного ресурса его страницы посетили уже более 300 тысяч интернет-пользователей из России и десятков стран мира, а сайт “Новости Радищевского музея” стал победителем и лауреатом нескольких престижных Всероссийских конкурсов мультимедийных и Интернет-проектов – “Новая реальность - 2005” и “Контент -2006”.

Так что же явилось причиной того, что музейный сайт стал для многих сотрудников Радищевского музея необходимым дополнительным инструментом и своеобразной площадкой их творческой работы, а для тысяч посетителей местом виртуального паломничества?

Функции сайта

Прежде всего, необходимо отметить, что любой интернет-сайт или, тем более, портал, несет в себе разнообразную информацию и обладает несколькими функциями.
Так какие функции выполняет сайт музея? При внимательном рассмотрении и использовании – их несколько. И ниже мы попытаемся их проанализировать. Но главное, что нужно понимать - что сайт не есть что-то отдельное и обособленно от той организации, которую он представляет: музей отдельно, сайт отдельно. Музей и сайт должны составлять единое целое, так как сайт - это инструмент, но это лишь один из инструментов в деятельности музея, исключительно эффективный в одних случаях, но менее эффективный в других. И этим инструментом надо пользоваться совместно с другими инструментами в работе музея.

Представительская функция

Часто сайт музея создается только для этого. Заявить о себе в виртуальном пространстве, сообщить о своей миссии и обнародовать свои координаты. Само по себе это неплохо, хотя явно недостаточно. Но, по крайней мере, дает шанс на то, что люди смогут вас разыскать, просто запустив контекстный поиск в Яндексе или другой поисковой системе. И порой уже это решает ряд проблем. Как не странно, большинство российских музейных сайтов останавливается именно на этой стадии. Однако, развивая представительскую функцию, мы можем получить и другие очень полезные свойства сайта.

Информационная функция

Чем ограничивается объем информации о музее, после того как она выложена на сайт? Да ничем. Только нашими умениями и усилиями. Почему бы тогда, кроме миссии, адресов и телефонов, не опубликовать устав музея, направления деятельности, планы на текущий год, проекты и отчеты по ним, адреса родственных сайтов и т.п.
Вся эта информация будет востребована посетителем, пытающимся понять, что из себя представляет Ваш музей и насколько можно с ним взаимодействовать. Причем эта информация все равно существует в электронном виде. Почему бы тогда ее не выложить - это требует не так много времени и технических навыков. Кроме этого, можно указать и часы работы и другую полезную для посетителя информацию:
Историческая справка
Персоналии
Просветительская работа
Выставки
Лекции
Библиотека, читальный зал
Акции
Публикации в СМИ
Исследовательская работа
Архивные исследования
Конференции и семинары
И т.д.

Новостная функция

Представительская и информационная функции подразумевают достаточно статичный сайт. Это не означает, что этот сайт не обновляется вообще (хотя, увы, таких сайтов в Рунете предостаточно). Это означает, что сайт содержит материалы, изменяющиеся достаточно редко.
Однако, музей выходит на совершенно другой уровень работы, если начинает информировать о своей деятельности если не ежедневно, то хотя бы несколько раз в месяц. Для имиджа музея это очень важно. Как минимум, видно, что музей - организация живая, а не “уснувшая” (а таких, увы, не мало). Как максимум - музей обретает постоянных виртуальных посетителей, которые регулярно интересуются тем, что происходит в нем - и их любопытство, как правило, бывает удовлетворено.

Сайт “Новости Радищевского музея” обновляется нами практически ежедневно. Как правило, это анонсы выставок, пресс-релизы, новости и фоторепортажи о тех или иных событиях происходящих в музее, материалы тематических проектов и т.д.

Такая работа требует, конечно, определенной перестройки. Нужен специальный человек - редактор сайта (а может, и не один), который хорошо владеет словом, и в состоянии сверстать страничку на сайте и выложить ее "наружу". Желательно иметь цифровую фотокамеру и сканер, для того чтобы снабжать текстовую информацию фотографиями и иллюстрациями, и сотрудника, который умел бы пользоваться этими инструментами. И такой стиль накладывает на нас серьезные обязательства. Раз уж мы завели страничку новостей, новости там должны быть, и они должны появляться постоянно. И это основной принцип нашей работы.
Разумеется, устаревшие новости уходят в архив и помогают выполнить еще одну функцию сайта: историческую или архивную.

Историческая или архивная функция

Об этом задумываются редкие музеи, а зря. История музея - немаловажная деталь его имиджа. Мы все творим историю, и к своей деятельности должны подходить с соответствующими мерками, и такой раздел может оказать неоценимую помощь в общении с потенциальными партнерами и спонсорами. Этот же раздел поможет журналистам, которые готовят материалы о музее, да и сотрудникам музея, когда они составляют заявки на грант или готовят те или иные проекты.

Историю музея лучше представлять в разных видах: в виде летописи (ретроспективе), а также в разбивке по направлениям или по персоналиям.
В летописи события освещаются в порядке, в котором они происходили. Летопись лучше всего вести по годам. С момента, когда сайт начал нормально функционировать, летопись откладывается в виде архива новостей, а предыдущую историю лучше восстановить, пока есть живые свидетели и документы.

Но работа музея развивается также и по нескольким направлениям, и часто бывает полезно увидеть именно историю этих направлений развития музея. Причем, к каждому событию привязываются соответствующие материалы: публикации, фотографии, документы. И, наконец, персоналии. Это также очень серьезная проблема, которая раскрывает вклад тех или иных людей в историю конкретного музея.

Тематическая функция

Что дольше всего интересует посетителя - ваша организация или информация по тематике, которой она занимается? Ответ в большинстве случаев однозначный: тематика. Следовательно, мы подходим к важному выводу: сайт должен представлять не только сам музей, но и ту тематику, которой он занимается. Это привлечет к сайту посетителей и очень благотворно скажется на имидже организации.

Все это в корне меняет наш подход к сайту. Не визитка, не статичный сайт, представляющий музей, а динамичный, насыщенный новостями и разнообразной тематической информацией и тематическими проектами музейный сайт по различным направлениям деятельности, которыми он занимается.

Сегодня на сайте “Новости Радищевского музея” сотрудниками различных отделов и филиалов ведется более тридцати тематических проектов практически по всем направлениям деятельности музея. Именно данные проекты позволяют отобразить все многообразие культурных ресурсов и культурных приоритетов, которыми располагают музей и его сотрудники.

Коммуникационная функция

Одна из самых важных, если не самая важная функция. Собственно говоря, сайт создается для того, чтобы не только проинформировать своего посетителя о тех или иных событиях, но и объединить вокруг него людей, которых волнуют одни и те же проблемы.

Понятно, что коммуникативная функция невозможна, если тематическая не работает, как следует. Просто нет чего-то, вокруг чего стоило бы объединяться и на что реагировать Вашему посетителю. Следовательно, эти две функции должны разрабатываться "в связке". Что вы можете предложить посетителю, заинтересовавшемуся вашей тематикой? И какова ваша роль при этом. И здесь большое значение имеют различные технологические возможности, которые есть на Вашем сайте: гостевая книга, книга отзывов, форум, доска объявлений, музейная беседка, интернет-клуб по интересам и масса других, с помощью которых музейные сотрудники могли бы обсудить со своими посетителями те или иные актуальные проблемы культуры и искусства.

Авторская или творческая функция

Кроме редактора сайта, ведущего новостей и фотокорреспондента, каждый уважающий себя музейный сайт должен иметь постоянных авторов.
Именно они, сотрудники музея или его друзья и партнеры с различными интересами и разнообразными направлениями деятельности определяют лицо музейного сайта, и наполняют ту атмосферу, в которой он существует и развивается.

Проекты, статьи, репортажи, эссе, подборки фотографий и документов по различным темам, но с четко выраженной авторской направленностью, без сомнения, привлекут внимание пользователей сайта не только ради одного случайного посещения, а заставят их приходить на него много-много раз.
Именно авторская функция помогает раскрывать музейщику – как творцу, свою гражданскую позицию и доносить ее до многочисленных заинтересованных лиц во всем мире. А в совокупности с другими функциями сам сайт, безусловно, становится для музейного сотрудника его основным инструментом работы.

В завершении хочется привести высказывание по данной проблеме одного из самых постоянных авторов сайта “Новости Радищевского музея” Валентины Бородиной - директора Хвалынского художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина:
“Сайт для музея (во всяком случае, для нашего филиала - наши проекты) - это выход на большую аудиторию, он "подстегнул" научную деятельность, мы увидели результаты её (ведь увидеть напечатанной ту или иную свою статью в сборнике, на бумажном носителе, можно ждать годами и десятилетиями и не дождаться, что приводит к апатии), сама работа стала творческой: сотрудники постоянно трудятся над каким-то темами, обогащая себя и, соответственно, свои экскурсии. Благодаря сайту происходит обмен информацией, мы, сидя в глубокой провинции, имеем возможность узнать о работе коллег из своего музея и других, сравнить и что-то перенять полезное”.

 

 
  © АДИТ, 1997-2007