АДИТ-2007. Тезисы доклада
Тема: "Информационное обеспечение музейной инноватики"
Бородина Валентина Ивановна
  Хвалынск
  Художественно-мемориальный музей К.С.Петрова-Водкина (филиал СГХМ им.А.Н.Радищева)
  директор
  Тел.: (295) 2-10-94
  E-mail: borodinav@mail.ru

Как мы делаем "кино". Из опыта использования мультимедиа-технологий в музее К.С.Петрова-Водкина.

Речь пойдёт о мультимедийных презентациях – «кино», как мы их называем, коих за последнее время сделано пять - полноценных, с огромным озвученным видеорядом, музыкой, разнообразным дизайном: "Лев Алексеевич Радищев" (к 135-летию со дня рождения), "Жизнь - горение" (к 90-летию со дня рождения художника и краеведа Ф.Г.Пичиенко), "Поклонник окрыляющих волнений" (к 70-летию со дня рождения художника-графика В.В.Полякова), "Но зовёт нас путь…" (история хвалынских пленэров), «Там всюду след души моей…» (к 100-летию со дня рождения художницы, скульптора, графика, педагога, теоретика искусства В.Н.Челинцовой).
Сначала занимались этим делом вынужденно: для художественно-мемориального музея К.С.Петрова-Водкина и его аудитории, как, впрочем, для многих провинциальных музеев, доступ к музейным фондам представляет собой серьезную проблему в связи с рядом таких факторов, как недостаточность экспозиционных площадей; отсутствие полноценного выставочного зала; плохая сохранность большей части предметов; сложность, дороговизна и нерентабельность межрегионального и международного выставочного обмена; информационная закрытость музейных запасников. Все перечисленное делает традиционные формы доступа к музейным фондам недостаточными.
Вскоре мы поняли, что новые технологические возможности могут не только помочь расширить музейную аудиторию, но и сохранить «уходящую натуру». И на сегодняшний день был найден разумный, как нам кажется, выход: с помощью компьютерных технологий устанавливать разнообразные связи музейного экспоната с различными смысловыми мирами, некогда существовавшими, но непосредственно уже недоступными.
Наше «кино» - это своего рода виртуальные выставки, где экскурсовода заменяет сквозной озвученный текст, обогащённые огромным количеством дополнительного видеоряда: это и фото из семейных, музейных архивов, представляющие героев во времени и различных жизненных ситуациях, это и более обширный культурный контекст, в который было «вписано» творчество того или иного героя.
Эффект погружения в исторический контекст иногда мы пытаемся усилить музыкальным сопровождением: в фильме о Льве Радищеве – художнике-символисте, неплохо игравшем на фортепьяно, звучит музыка Шумана, в фильме об истории хвалынских пленэров – песня А.Макаревича «Но зовёт нас путь», которая, как нам казалось, наиболее отвечала концепции фильма. В проектировании презентаций всегда присутствует элемент индивидуальной творческой концепции на уровне дизайнерских решений, несущих различные информативные сигналы и т. д. Стандартные рекомендации здесь невозможны.
Над каждым фильмом в художественно-мемориальном музее К.С.Петрова-Водкина работает весь коллектив.
Преимущество небольшого коллектива – в его взаимозаменяемости, сплочённости, в некотором смысле, универсальности, потому что каждому сотруднику, кроме своих прямых обязанностей, приходится выполнять и множество дополнительных, которые расширяют «поле» для реализации. Небольшой коллектив мобилен, более подвижен и гибок.
При создании мультимедийных фильмов, как и при создании полнометражных художественных, сначала разрабатывается сценарий, определяется содержание. Далее привлекаются хранитель фондов А.В.Перегородова - для подбора музейных материалов и научный сотрудник Е.Э.Пондина – для поиска и уточнения информации в открытых источниках. Ведь в фильмах используются не только экспонаты музея, но и материалы из частных коллекций, архивов, книг – всё это фиксируется фотографом.
Руководитель проекта выступает одновременно в нескольких ролях: сценариста, режиссёра, редактора, осуществляющего организацию поиска информации и её отбора. Редактирование материала, а именно, графическую обработку необходимых фотографий, документов, выстраивание визуальных рядов, разработку дизайна, реализацию программной структуры – своего рода, операторскую работу, выполняет в музее художник-фотограф. Он же, в нашем случае, звукорежиссёр, осуществляющий запись и синхронизацию голосового и музыкального сопровождения. Таким многофункциональным сотрудником в художественно-мемориальном музее К.С.Петрова-Водкина, без которого были бы невозможны наши фильмы, является С.П.Королёв. Последовательность представления материала, как правило, решается коллегиально, как и озвучение текста.
Мультимедийные фильмы, созданные за год, использовались как презентационный продукт. Их демонстрировали на открытиях выставок, чтобы полнее представить жизнь и творчество художника, на мероприятиях, посвящённых юбилейным датам героев фильмов. Некоторые, как например, «И зовёт нас путь…» были увезены в разные города страны художниками, работавшими летом на пленэре в Хвалынске, а «Поклонник окрыляющих волнений» показан в Санкт-Петербурге в апреле 2006 года на открытии персональной выставки В.В.Полякова в годовщину его смерти в музее А.А.Блока. Фильм «Жизнь – горение» увезён родственниками Ф.Г.Пичиенко в Санкт-Петербург и Обнинск. Все это, несомненно, создаёт музею позитивный имидж.
Подводя итог, можно сказать, что реализация целенаправленной программы мультимедийной презентации является наиболее перспективным направлением деятельности музея, поскольку позволяет открыть доступ к культурному наследию для неограниченной аудитории.
Фильм – это такая вещь, которой надо отдать всего себя. И, чтобы сделать хороший фильм, важно окружить себя людьми, которые лучше, талантливее тебя, и дать им направление, и они сделают это лучше, чем ты себе представляешь. И тогда один плюс один, получится не два, а три, потому что в фильме будет заложено больше, чем реальных 30 или 50 минут.

 

 
  © АДИТ, 1997-2007