К ТРИДЦАТИЛЕТИЮ МУЗЕЙНОЙ ИНФОРМАТИКИ В РОССИИ (тезисы)
В 2006 году исполняется 30 лет с момента, когда компьютер был впервые использован в российской музейной практике: этому историческому событию посвящен доклад, в котором отражены основные этапы применения ИТ в музеях России.
«ДОИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРИОД». Уже в начале 60-х годов проводились первые эксперименты по применению компьютера в музее (создание машинного каталога Дэвидом Вэнсем (David Vance) в США). В России в 1976 году была впервые использована большая ЭВМ для получения машинных каталогов в Государственном Эрмитаже (Я.А.Шер) и в Государственном Русском музее (Ю.А.Асеев); летом 1978 года участникам сессии ИКОМОС в Москве демонстрировалась информационно-поисковая система о памятниках русской культовой архитектуры. Несмотря на то, что эти работы носили экспериментальный характер, нельзя не отметить их историческую значимость.
«СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: 1980-е». С начала 1980-х из стадии экспериментов работы переходят в стадию проектов, планируемых и финансируемых на государственном уровне (проект МК СССР создания «АИС-ПАМЯТНИК»). В музеях появляются мини-ЭВМ и ПК; были разработаны специализированные программы для создания текстовых БД о коллекциях.
«НОВАЯ ВОЛНА». В первой половине 90-х.: организация профессиональных команд, создающих типовые решения АИС для музеев; разработка стандартов описания; подготовка и переподготовка музейных специалистов в области ИТ; усиление международных контактов (в первую очередь - взаимодействие с CIDOC), создание российской профессиональной ассоциации АДИТ.
Во второй половине 90-х: совершенствование технологии внутримузейной работы (ретроконверсия, цифровые изображения высокого качества), бум мультимедиа, ИНТЕРНЕТ. Основное направление - решение технологических задач коммуникации и представления музея в открытом информационном пространстве (сайты музеев, профессиональныt сайты «АДИТ», «Музей будущего»; портал «Музеи России» и др), создание виртуальных экспозиций и выставок.
«ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ: а что же дальше?». Основное направление - создание глобальной информационной сети о мировом культурном наследии; усиленное внимание к качеству контента; активное взаимодействие музеев между собой и с образовательными учреждениями и региональными административными ведомствами на базе партнерских отношений; участие в международных проектах.
|