Актуальность формирования управленческих навыков у разработчиков прикладных информационных систем
Сегодня вопросы подготовки специалистов в области информационных технологий (ИТ) актуальны как никогда. С одной стороны интенсивное развитие собственно информационных технолог ий, с другой – положительная динамика экономического развития в нашей стране обусловили повышение спроса на программно-информационные продукты и информационно-технологические услуги. Соответственно перед системой высшего образования встала задача расширения и уточнения программ подготовки ИТ-специалистов.
В условиях рыночных отношений высшие учебные заведения должны чутко реагировать на всякое изменение спроса на рынке труда. Спрос на ИТ-специалистов в наш информационный век постоянно растет. Все больше открывается факультетов, связанных с информационными технологиями, вводятся новые образовательные специальности.
В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации в экспериментальном порядке создано направление подготовки бакалавров и магистров "Информационные системы". В рамках эксперимента в Российском государственном педагогическом университете им.А.И.Герцена с 2003 года открыт прием в бакалавриат и начата подготовка магистерской программы по новому направлению "Информационные системы". Методическое обеспечение нового направления осуществляет кафедра Информационных систем и программного обеспечения" факультета информационных технологий.
В силу интенсивного развития информационных технологий российское общество не успевает модифицировать требования к системе высшего профессионального образования в сфере ИТ. Большое количество образовательных направлений и квалификаций, получаемых выпускниками вузов в области информационных технологий, должно подтверждаться таким же разнообразим должностей, занимаемых выпускниками после окончания вуза. В то же время среди руководителей подразделений и специалистов в предметных областях (тех самых пользователей, для которых внедряются информационные технологии и создаются информационные системы) до сих пор имеет хождение один термин – "программист" – для обозначения всех лиц, имеющих отношение к ИТ сфере. В последнее время стал популярен другой термин – "системный администратор", – как правило, в связи с внедрением и эксплуатацией сетевых технологий.
Соответственно все многообразие образовательных специализаций на практике сводится к подготовке программистов и системных администраторов. При этом выпускники вузов могут владеть самыми современными техническими средствами и средствами разработки программного обеспечения, но зачастую неспособны сконцентрироваться на решении конкретных проблем пользователя. В свою очередь пользователь не в состоянии самостоятельно сформулировать свои потребности, подлежащие автоматизации.
Выход из этого положения нам видится в перестановке акцента в подготовке соответствующих специалистов с алгоритмизации и программирования на анализ требований пользователя и постановку задачи на разработку программно-информационного продукта, совсем выпавшие из действующих образовательных программ. Разрабатывая учебные планы подготовки бакалавров и магистров нового образовательного направления "Информационные системы", специалисты кафедры информационных систем и программного обеспечения РГПУ им.А.И.Герцена исходят из приведенных ниже положений.
Необходимо готовить специалистов по постановке задач, организации работ и доведению до готовности проектов применения информационных технологий в образовательной сфере. При этом к образовательной сфере мы относим не только собственно учебные заведения, но и научно исследовательские учреждения психолого-педагогического профиля, а также библиотеки, архивы и музеи, являющиеся неотъемлемой частью образовательной среды. То есть в сферу нашего внимания попадают информационные системы, несущие образовательный потенциал. Ценность и качество таких информационно-образовательных продуктов определяются не применяемыми технологиями, а в первую очередь содержанием и соответствием этого содержания назначению информационной системы;
Из сказанного следует, что квалифицированный специалист по информационным системам в сфере образования должен не только овладеть традиционным объемом теоретических знаний по математике, алгоритмизации и программированию и освоить современные средства и технологии разработки программных продуктов, но также приобрести определенный объем знаний и ряд практических навыков, обычно не включаемых в программы подготовки ИТ-специалистов. Мы имеем ввиду такие важные аспекты деятельности, как сбор и анализ требований пользователя, являющиеся основой для проектирования любой информационной системы, а также взаимодействия внутри группы разработчиков. Важным аспектом подготовки ИТ-специалиста также является его способность к самообучению. Известно, что в век информационных технологий для успешной деятельности в любой сфере необходима способность учиться не только в молодости, но также в течение всей жизни. Для ИТ-разработчика это высказывание особенно актуально.
Очевидно, что эффективная программа подготовки в дополнение к математико-технологическим компонентам включает обучение таким умениям и навыкам, как управление проектами, составление план-графиков работ, а также ведение деловой переписки и обслуживание пользователей. Таким образом, план подготовки специалиста необходимо дополнить специальными дисциплинами, обеспечивающими приобретение следующих качеств:
- планирование и организация собственной деятельности
- приемы сбора и анализа требований пользователей;
- навыки общения с пользователями;
Практические занятия, посвященные выработке практических навыков можно проводить в форме тренингов и деловых игр. При этом к преподаванию необходимо привлекать специалистов, профессионально занимающихся разработкой информационно-программных продуктов. Обязательная производственная практика, обеспечивающая участие студентов в практических разработках, позволит им в реальной обстановке познакомиться с организацией процесса создания информационного продукта.
|