АДИТ-2006. Тезисы доклада
Тема: "Музей будущего: ИТ в пространстве музея и в виртуальном пространстве"
Дриккер Александр Самойлович
  Санкт-Петербург
  Государственный Русский музей
  Зав. сектором
  Тел.: (812) 5711889
  Факс: (812) 3144153
  E-mail: drikker@rusmuseum.ru
 
Чуклина Т.И., Государственный Русский музей, старший научный сотрудник отдела компьютеризации

Идеальная экспозиция в традиционном музейном и новом технологичном пространстве

ИДЕАЛЬНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ В ТРАДИЦИОННОМ МУЗЕЙНОМ
И НОВОМ ТЕХНОЛОГИЧНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Вторжение и экспансия ИКТ в музейную жизнедеятельность привели к ряду серьезных следствий:
v новые возможности экспонирования культурного наследия,
v резкое расширение музейной аудитории,
v демократизация музея.
Чтобы оценить влияние ИКТ и наметить перспективы требуется:
1. Переосмыслить назначение, принципы построения музейной экспозиции,
2. Решить вековечную проблему «оригинал – копия»,
3. Определить базис «взаимоотношений» ИКТ и традиционного музея,
4. Представить идею идеальной музейной экспозиции.

Роль и назначение музея
В экспозиционной деятельности музея акцентируем внимание на важнейших, прагматических функциях: просветительской и организации досуга. В «просветительской» модели сухость и эмоциональный дефицит отвращают широкого зрителя от музея, «развлекательная» модель стимулирует примитивные эмоции. Решение проблемы функциональной лежит в плоскости эмоциональной.
В музее существенна не информация сама по себе. Ценность посещения музея определяется, в первую очередь, плотностью чувств, которые сродни тем, что приносит посещение концерта или театрального представления, эмоциональных переживаний, связанных с познавательной активностью, обращенной к интересующей сфере культуры или искусства. Центральная экспозиционная задача – стимулировать подобные переживания, продуцировать высшие эмоции.

Проблема «оригинал – копия»
Художественное воздействие можно описать как передачу некоей специфической художественной, эстетической информации. С подобной позиции историческое движение искусства связывается со сменой, развитием носителей информации и способов кодирования. «Первичные» – уникальные носители информации вытесняются универсальными, которые позволяют решить проблему корректного тиражирования, что ведет к экспансии искусства.
Подобную тенденцию можно достаточно отчетливо проследить в развитии практически всех искусств (музыки, литературы…) за исключением пластических. Следствие технической сложности создания адекватной копии в изобразительном искусстве – подавляющее большинство профессионалов, экспертов, держатся мнения о принципиальной несопоставимости оригинала и самой совершенной копии. Причин тому множество.
Во-первых, естественная психологическая консервативность. Эта консервативность поддерживается устойчивым мифом о наличии у оригинала неких «непередаваемых» свойств (ауры). Представления о таинственной эманации опровергаются наличием в лучших музеях мира большого процента подделок с убедительными сертификатами.
Во-вторых – меркантильная, финансовая подоплека.
Наконец, подобное суждение имеет научную основу: любой перенос информации, так или иначе, сопровождается утратами. Конечно, копия никогда не будет на сто процентов адекватна оригиналу, но для зрителя современная техника, вероятно, абсолют уже обеспечила. Копия, практически неотличимая глазом от оригинала, – это реальность, если не сегодняшнего, то, наверняка, завтрашнего дня.
Предпосылки нового подхода возникли задолго до появления ИКТ. Пионером здесь следует назвать профессора московского университета Ивана Владимировича Цветаева.
Цветаевым. возможно, впервые была блестяще реализована идея музея пластического культурного наследия в таком масштабе. Главной целью исходно предполагалась не демонстрация уникальной коллекции шедевров, а создание особой архитектурно-художественной, психологической атмосферы, среды, которая была бы максимально комфортна для погружения в культуру и историю, создавала бы устойчивый фон для зрительского переживания, его эмоционального подкрепления.
Используя практически лишь копии, тонированные слепки, Цветаев наглядно продемонстрировал, что музейная экспозиция – это не просто собрание шедевров, а, в первую очередь, особое эстетическое пространство. Пример И.В. Цветаева доказывает, что художественной интуиции и хороших копий вполне достаточно для сотворения великолепного музея. Подобный прецедент дает основание утверждать: с появлением цифровых копий открывается новая страница в публичной жизни изобразительного искусства.

ИКТ и традиционный музей
Спектр мнений о роли информационных технологий и копий в музейной экспозиции формируется различными пропорциями двух полярных представлений. Первое – цифровые технологии очень полезны, но не способны решить никаких задач кроме чисто вспомогательных, служебных. Сторонники противоположной точки зрения – прогрессисты – видят в плазменных панелях, мультимедийных программах сильнейшее, действенное средство для оживления экспозиции и привлечения зрителей и активно используют технические средства в организации экспозиции.
Фантастические темпы технологического прогресса уже сегодня склоняют к тому, чтобы принять точку зрения прогрессистов: новая эра уже началась. Однако более пристальный взгляд настораживает: а что же изменилось принципиально?
Основная информационная новация – мультимедиа. Ее результат – прекрасные электронные каталоги, с огромным запасом материала, великолепным аппаратом, но – не более. Компьютерная экскурсия, как правило, – увлекательная, полезная игра, но ее возможности конкурировать с музеем нельзя обсуждать серьезно. Единственной серьезной функциональной новацией является включение в Интернет.
Пока в электронном формате совершенствовался инструментарий докомпьютерной эры. Более того, после первоначальных успехов на фоне удивительного технологического прогресса отмечается некий застой, отсутствие идей, сомнения в принципиальных перспективах информационных технологий в музее, особенно художественном. И здесь естественно разделить позицию негативистов.
Почему же информационные достижения практически не сказались на посещаемости музеев и месте изобразительного искусства в современной культуре. Поначалу можно было надеяться, что достаточно увеличить разрешение, размер монитора, пропускную способность – и ситуация изменится. Сегодня же очевидно, что причины глубже.
Что касается взаимоотношений ИКТ и музея: новейшие технологии открывают невиданные перспективы, но использовать их преимущества лучше, наверное, в автономном пространстве: выставочном, виртуальном. Картины на мониторе и полотно на стене – объекты, которые сознание относит к одному уровню, они являются конкурентами, борющимися за интерес зрителя.
Главное же, чтобы преодолеть отмеченный застой, инерцию требуются художественные идеи и методы, связанные с новым «цифровым» явлением изобразительного искусства. Запускающим механизмом могут стать масштабные проекты, в которых цифровые технологии будут использоваться не для электронного дублирования полиграфических изданий или экспозиций, но для достижения художественных эффектов, несуществующих, недоступных вне этих технологий.
В скором времени технологические новшества позволят без многолетних усилий и огромных затрат свободно собирать на выставки гигантские, нетранспортируемые произведения, компоновать эти выставки на базе всего мирового изобразительного наследия. Демонстрировать изысканные шедевры в самой необычной среде или имитировать «родную» атмосферу творений искусства.

Сцена изобразительного искусства
Однако и в подобных проектах не достает фундаментального звена. Электронная копия снимает множество ограничений, но этого недостаточно. Центральная проблема не в физической, а в психологической доступности искусства.
Если сравнить изобразительное искусство с музыкой или драматургией, которые являются зрителю при посредстве целого ряда интерпретаторов, то причина изоляции изобразительного искусства станет яснее.
Богатство музыки Моцарта или пьес Мольера раскрывается в многообразных исполнениях, постановках, интерпретациях. Но разве полотна Веласкеса и Врубеля однозначны, почему их великие произведения осуждены на заточение в залах с искусственным освещением и зачастую несовместимым соседством?
В музее традиционном воображение художника-экспозиционера сковано ограничениями практическими. Зато электронное воплощение открывает полный простор фантазии. Освещение, фон, световые, цветовые, содержательные, стилевые контрасты и созвучия способны предложить зрителю вариации не менее многочисленные и свежие, чем интерпретации музыки Бетховена и трактовки «Гамлета».
Электронная экспозиция поможет создать столь необходимое психике богатство впечатлений, выстраивая визуальные ряды, демонстрируя картину в различных ракурсах, варьируя предварительную засветку глаза, сопоставляя с эскизом, этюдом, другими работами. Изобразительное наследие позволяет срежиссировать самые удивительные выставки, композиции которых могут меняться, скажем, в зависимости от времени суток или года.
Такие экспозиции, безусловно, будут иметь индивидуальную окраску, отвечать вкусам и эстетическим установкам своего конкретного автора. Окраску не менее индивидуальную, чем музыка Вагнера в исполнении фон Карояна или Мравинского. Подобная тенденция, стимулируемая успехами электронных экспозиций, возможно, затронет и традиционный музей, история которого не завершилась.
Принципиально отличная от привычной новая жизнь музея, в виртуальной или материальной форме, определится не столько качеством работ, сколько качеством музейного пространства, атмосферой, способствующими тому, чтобы посетитель испытал эмоциональный подъем, пришел к расширению чувств, а полотна очнулись от векового забытья под живыми взорами.

Сноски:
 
1. Дриккер А.С. Эволюция культуры: информационный отбор, СПб.: Академический проект, 2000.
2. Равикович Д.А. Социальные функции и типология музеев.// Музееведение. Вопросы теории и методики. Сборник научных трудов НИИ культуры, М., 1987.
3. Семенов В.Е. Искусство как межличностная коммуникация. СПб.: СПбГУ, 1995.
4. Цветаев И.В. История создания музея. М.: Сов. Художник, 1977.
5. Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции, Л.: Академия, 1929.

 

 
  © АДИТ, 1997-2006