АДИТ-2006. Тезисы доклада
Тема: "Образ музея в информационном пространстве"
Калинина Людмила Леонидовна
  Саратов
  Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева
  Заместитель генерального директора музея по связям с общественностью и информационным техн
  Тел.: (845-2) 26-36-27
  E-mail: radmuseumart@radmuseumart.ru
 
Пролеткин Игорь Викторович - нач. отдела ГИС ПРЦ НИТ СГУ

Шпак Мария Евгеньевна - зав.отдела по развитию - Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева


Использование информационных технологий при организации, сопровождении и продвижении выставочных проектов

Три пространства развития современного музея

Если при возникновении музеев, как институции, их среда обитания определялась лишь пространством самого музея, то во второй половине XX века, она вышла за его пределы - на улицы и площади городов, и многие музеи стали активно их использовать, проводя там различные акции, проекты, фестивали, конкурсы, откликаясь на веяние времени. Еще более изменилась среда развития музея в конце XX века с появлением информационного пространства, когда перед любым музеем открылись практически безграничные просторы Интернета.
Поэтому, сегодня можно смело назвать три пространства, в которых идет развитие музеев в современных условиях:

· музейное пространство;
· внемузейное пространство;
· информационное пространство.

Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева во многом осознал наличие различных сред развития, и в своей нынешней деятельности старается исходить не только из использования традиционного музейного пространства, но и в освоении и завоевании внемузейного, и особенно информационного пространства, что для нас является очень важным направлением деятельности.
При этом, мы исходим из того принципа, что каждое из указанных пространств не отменяет, а только дополняет предыдущее, и все они развиваются по своим законам и простой, механический перенос уже существующих моделей и форм развития в новые, недавно возникшие - не приводит к должному успеху. Их необходимо осваивать, используя новые приемы и механизмы и вырабатывая новые стратегии.

Попытаемся это продемонстрировать на примере использования информационных технологий (ИТ) при организации, сопровождении и продвижении выставочных проектов Радищевского музея.

Принципы и этапы организации и продвижения выставочного проекта

Основой нашего подхода является то, что любая выставка, проводящаяся в музее, рассматривается нами как выставочный проект, со своими целями и задачами, календарным планом и этапами проведения, командой кураторов и исполнителей, применяемыми технологиями, партерами и спонсорами, и, безусловно, целевой аудиторией, на которую та или иная выставка направлена.
При этом, мы опираемся на определенные принципы организации и выделяем несколько этапов проведения выставочного проекта.

Принципы организации выставочного проекта:

- Выработка идеологии проекта
- Определение содержания проекта
- Подбор команды исполнителей
- Выбор используемых технологий
- Поиск партнеров и спонсоров
- Определение целевой аудитории

Этапы проведения выставочного проекта:

- Организация проекта
- Создание экспозиции
- Открытие выставки
- Сопровождение выставки
- Продвижение выставки
- Подведение результатов проекта

Попытаемся кратко охарактеризовать использование ИТ на каждом из выделенных нами этапов.

Организационный этап

Выбор используемых технологий для организации, сопровождения и продвижения выставки, определение состава необходимых информационных ресурсов, подготовка информационной инфраструктуры выполнения проекта, выработка стратегии PR-кампании.

Этап создания экспозиции выставки

Оцифровка экспонатов выставки, подготовка информационных ресурсов, создание с помощью ИТ макетов афиши и каталога выставки, пригласительных билетов¸ флайеров, буклетов, сувениров и т.д. Начало проведения рекламной кампании выставки в СМИ, в Интернете и на улицах города.

Открытие выставки

Непременное использование ИТ и информационных ресурсов во время проведения пресс-экскурсии и торжественного открытия выставки (показ мультимедийных роликов и музыкальных заставок, задающих общий тон выставки и вызывающих определенный настрой публики).

Этап сопровождения выставки

На этом этапе, который определяется промежутком с момента начала и до конца проведения выставки в Радищевском музее активно задействованы несколько интерактивных зон, обслуживающих посетителей музея - Интернет-Арт-Кафе музея “Виртуальный художественный мир”, большой телевизионный плазменный экран, а также сенсорный киоск, в которых размещаются различные информационные ресурсы по той или иной тематике:

- Электронные каталоги
- CD-диски;
- Мультимедийные ролики
- Тематические Интернет-ресурсы
- Интерактивная мультимедийная программа «120 мгновений Радищевского музея».

Данные зоны и приводимые в них информационные ресурсы позволяют различным целевым группам посетителей получить дополнительную информацию, как по самой выставке, так и по тем или иным экспонатам и авторам, представленным на ней.

Интернет-поддержка выставочного проекта на этапе продвижения

Этот этап проведения любого выставочного проекта мы рассматриваем не менее важным, чем все предыдущие. Именно он позволяет нам формировать и воздействовать как на потенциального посетителя музея, так и на широкое общественное мнение в виде различных целевых групп – власти, бизнеса, СМИ, профессионалов-музейщиков, творческой интеллигенции, студентов и т.д. – предоставлением им очень широкого спектра актуальной и разнообразной информации о проводимой выставке.
Для этого мы используется сайт “Новости Радищевского музея”, где стараемся отразить информацию по выставке в самых разнообразных жанрах:

- Анонс, новость
- Пресс-релиз
- Тема дня
- Интернет-проект
- Интернет-акция
- Интернет-каталог
- Интернет-журнал
- Виртуальная галерея
- Фоторепортаж
- Тематический сайт
- Информационный бюллетень
- Навигационная система “Музеи мира”.

Выбор и набор жанров продвижения, зависит от каждой конкретной выставки и определяется теми целями и задачами, которые мы ставим перед собой.

Использование ИТ при подведении результатов выставочного проекта

Любой проводимый в музее выставочный проект, кроме реального посетителя и других реальных результатов, имеет еще и иные показатели, которые представляют большое значение для принятия различных управленческих решений по проведению дальнейшей выставочной политики. И эти показатели также могут быть получены с помощью информационных технологий.
Для этого в Радищевском музея выработана система мониторинга информации, то есть отслеживание, учет, анализ и оценка по следующим показателям:

- Посещаемости Интернет-Арт-Кафе музея
- Посещаемости различных разделов сайта музея
- Интернет-публикаций по выставочным проектам
- Общественного мнения по проектам на интернет-блогах.

Получаемые данные от проводимого нами мониторинга, вкупе с реальными результатами, позволяют строить выставочную политику музея с учетом новых возможностей и веяний времени.

 

 
  © АДИТ, 1997-2006