Компьютерный анализ гармонии живописных произведений
Сбалансированность, уравновешенность композиции живописного произведения является важнейшим условием гармонии художественного целого. Художники всех времен и народов интуитивно прекрасно осознавали или ощущали необходимость сбалансированности художественного произведения как в геометрическом, так и в цветовом отношении.
Важная роль геометрического центра в художественной композиции была подробно изучена в работе «Сила центра» выдающегося искусствоведа Рудольфа Арнхейма [1]. Не менее важную роль в гармонии живописного произведения играет и цветовой центр, цветовая симметрия, цветовой баланс. Именно благодаря цветовой уравновешенности произведения нонфигуративного искусства, представляющие собой по существу несколько цветовых пятен, выглядят гармоничными и сбалансированными.
Понятно, что все названные характеристики гармонии – симметрия, равновесие (баланс), центр – требуют количественного описания. Однако серьезных работ по математическому анализу цветового баланса в живописи по существу до сего времени не проводилось. Целью проводимых исследований является доказательство ведущей роли «цветового центра тяжести» или колориметрического барицентра в живописной композиции.
Для достижения поставленной цели была разработана компьютерная программа, осуществляющая «цветовую развесовку» живописных образов. Основной идеей, заложенной в работу программы, было распространение восходящей к Архимеду механической концепции центра тяжести или барицентра в цветовое пространство живописи. Предложенная концепция колориметрического барицентра предусматривает следующую процедуру: каждой точке живописного произведения в зависимости от ее цвета ставится в соответствие по определенному правилу некоторое неотрицательное число, называемое «цветовой массой» данной точки. Затем по известным формулам механики вычисляется «цветовой центр тяжести» или колориметрический барицентр всего живописного произведения. Имея отлаженную программу, анализ цветовой гармонии живописного произведения не представляет трудностей.
С помощью данной программы был произведен компьютерный анализ более 1000 произведений живописи разных эпох, художников и жанров. Предварительные результаты анализа таковы.
1. В большинстве произведений цветовой центр тяжести картины лежит внутри прямоугольника, образованного линиями золотого сечения картины по вертикали (отсчитываемыми сверху и снизу картины) и горизонтали (отсчитываемыми справа и слева). Таким образом, художники достаточно точно «чувствуют» сбалансированность своего произведения и этот баланс можно признать основным необходимым условием всякого произведения живописи. Одновременно полученные результаты еще раз указывают на особую роль линий золотого сечения в достижении гармонии произведения живописи.
2. В приведенных координатах ансамбль цветовых центров тяжести более 1000 картин выглядит как вертикально поставленный эллипс с центром вблизи геометрического центра картины. Это говорит о том, что в целом художники лучше «видят» сбалансированность картины по горизонтали, чем по вертикали. Принимая во внимание билатеральную зеркальную симметрию (по горизонтали) живого мира, этот результат выглядит вполне естественно.
3. Центр «эллипса колориметрических барицентров» находится на вертикальной оси симметрии картины, но смещен книзу относительно горизонтальной оси симметрии. Заниженный центр тяжести делает механическую систему более устойчивой. Как видим, художники также предпочитают более «устойчивые», (а значит и воспринимаемые как более стабильные и спокойные) композиции с заниженным колориметрическим барицентром.
4. Не выявлено никаких особенностей в положении цветового барицентра в фигуративной и нонфигуративной живописи. Это говорит о равном значении цветового баланса как в реалистической, так и в абстрактной живописи. Иными словами, абстрактная живопись не менее сбалансирована, чем реалистическая, основанная на природных формах.
5. Линия горизонта в пейзажной живописи часто совпадает с линией золотого сечения картины по вертикали («верхней» или «нижней»). В таких случаях барицентр также расположен на этой линии. Но даже если линия горизонта не совпадает с линией золотого сечения (как, например, в картине И. Левитана «Над вечным покоем»), то барицентр все равно оказывается на линии горизонта. Такое равновесие «небесного» и «земного» в колориметрической массе картины представляется очень важным в смысловом отношении и открывает широкое поле для искусствоведческих и эстетико-философских обобщений.
Сноски: 1. Arnheim R. The Power of the Center. A Study of Composition in the Visual Arts. Berkekey: University of California Press, 1988. - 256 p.
|