АДИТ-2006. Тезисы доклада
Тема: "Чему и как учить"
Артамонов Александр Алексеевич
  Москва
  Московская высшая школа социальных и экономических наук
  заместитель декана факультета управления социально-культурными проектами
  Тел.: (495) 433-25-59
  Факс: (495) 434-75-47
  E-mail: art@msses.ru

Чему и как учить: в поисках правильного ответа

С формальной точки зрения, беспокоиться вроде бы и не о чем. Укрепляющаяся во всём, в том числе и в образовании, вертикаль власти (3), дает нам ответ в виде форм, способов, направлений и содержания высшего профессионального образования в стране. В частности, один только указатель "Указатель соответствия между Перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования и ранее действовавшим Классификатором направлений и специальностей высшего профессионального образования" (1) даёт нам полную картину потребностей государства в специалистах высшего образования. Это приблизительно 750 специальностей, по которым по очной, очно-заочной и вечерней формам обучения готовятся сотни тысяч бакалавров, магистров и специалистов. Есть в этом перечне и такие нужные нашему делу направления, как 071200 (Библиотечно-информационные ресурсы) и специальности, (2) и специальности, как 071201 (Библиотечно-информационная деятельность), 031502 (Музеология), 030402 (Историко-архивоведение) 010502 (Прикладная информатика (по областям)) и целый спектр специальностей и направлений, связанных с вычислительной техникой, программированием и защитой информации.
Далее, по идеальной картинке, все просто - заказывай, Государство, специалистов в вузах и через 6 лет (а то и через 4) - получи готовых. Но что-то не срабатывает. Не появляются в массовом порядке в наших музеях современные информационные системы, не оснащаются экспонаты мультимедийными этикетками, почти не делают интерактивных стендов... Массовой библиотеке, несмотря на колоссальные усилия подвижников, пока еще в диковинку электронный и интернет-каталог, а типовому архиву - оцифровка и предоставление доступа. Почему так? Один из возможных кроется в системе образования. Она до сих пор представляет собой гигантскую ступенчатую ракету (с конечным числом ступеней). На стартовой площадке образование впрыскивает в человека огромное количество знаний (топлива) и навыков (окислителя), которые (даже есть такой устоявшийся термин - образовательная траектория) сгорая, поднимают специалиста на определенную орбиту, упасть с которой на землю ему не дают нечастые коррекции орбиты с помощью курсов повышения квалификации.

Слабая надежда была на Болонский процесс, однако формально вступив в него, наше государство мало что изменило в сущности образования. Накопительная, кредитная система, когда специалист мог принять решение о коррекции орбиты и о переходе на другую орбиту не перед стартом, а уже в полете, так у нас и не прижилась. Полетное задание должно быть получено перед стартом и в полете коррекции практически не подлежит. А жизнь меняется гораздо быстрее, чем может за ней успеть система образования и разрыв этот будет только возрастать. Что же делать?


Для меня ответ очевиден - обеспечивать для человека возможность "коррекции орбиты" в любой момент. По возможности, используя неизрасходованное топливо в виде предыдущего образования.

По этому ответ на вопрос "как учить": on demand, по требованию, just in time, здесь и сейчас. Именно эти два словосочетания приняты на вооружение в корпоративном секторе. Недостижимый вариант, это, конечно, фильм "Матрица", где герои научались за считанные минуты. В нашем случае: учить деланием (learning by doing). В таком подходе на первый план выходят не суммы знаний, которые могут быть заложены в голову специалиста (и суммы навыков, которые могут быть заложены в его руки, условно говоря), а то пространство "тем для делания", практических задач, при решении которых можно и обучиться и принести пользу родному музею, библиотеке, архиву. И даже жестче - сообществу и стране и миру в той мере, в которой музей, библиотека и архив выступают как институт социальной памяти.

Чему учить? В первую очередь, широко и нешаблонно мыслить. Мыслить системно, понимая, в какой мере те действия, которые ИТ-специалист в культуре (новая специальность!) производит локально, производят изменения глобально. Держать в голове сразу три логики - административную (иерархическую), рыночную (бизнесовую) и сетевую (партнерскую) и уметь решать тактические задачи, говоря "на языке" этих систем. Понятное дело, ИТ в данном контексте рассматриваются не как компьютерные технологии, а именно как информационные.

Уметь считать. В том числе считать ресурсы и внутри - время и деньги. Уметь конвертировать одни ресурсы в другие.
Уметь работать быстро, поспевая к назначенному сроку.
Иметь и уметь применять себя в качестве своего главного работодателя и главного контролера.
Уметь видеть и подмечать.
Уметь быстро осваивать новое.
Уметь разговаривать на лингвистически разных (английском, китайском) и функционально разных (бизнесмена, властителя, политика, общественного деятеля) языках и сленгах.



Скажете, идеальная картина? И будете правы.

Сноски:
 
(1) см. Российское образование. Федеральный портал. on-line: http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_00/pr1010-1.htm, цит. 18.04.2006
(2) здесь и далее номера специальностей приводятся по Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО)
(3) в одной из концепций такая вертикаль называется общей вертикалью информационных ресурсов

 

 
  © АДИТ, 1997-2006