Информационные технологии в историческом образовании
Л. Н. Мазур
Ю. А. Русина
Уральский государственный университет
г. Екатеринбург
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ИСТОРИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Современное общество предъявляет высокие требования к молодым специалистам, только что попавшим на рынок труда из стен высшей школы. Уже традиционными и вполне, на наш взгляд, обоснованными стали такие условия, как знание иностранных языков и владение компьютерными технологиями. Гуманитарное и, в частности, историческое образование отвечает на изменения в информационной сфере новыми подходами к обучению специалистов. Профессиональная подготовка историка предполагает приобретение навыков выявления и анализа исторических источников, умение работать с поисковыми системами библиотек, архивов, музеев. Все это - элементы информационной культуры и показатель профессионального уровня специалистов - гуманитариев.
Современный стандарт подготовки по направлению «История» и специальности «Историко-архивоведение» содержит курсы, ориентированные на изучение новых информационных технологий. Компьютерные классы с выходом в Internet стали вполне обычным явлением для большинства университетов. В частности, в Уральском государственном университете в структуре исторического факультета функционирует два компьютерных класса, оснащенных современными моделями компьютеров. Но, к сожалению, несмотря на позитивные предпосылки, основная масса выпускников исторического факультета имеет весьма поверхностные представления о возможностях и перспективах использования компьютерных технологий и компьютер, чаще всего, воспринимается ими лишь, как инструмент создания текстовых документов, а не средство для проведения информационно-аналитических исследований.
Одной из основных причин такого положения является несбалансированность учебных курсов, направленных на формирование у студентов компьютерной грамотности и информационной культуры в целом. Информатика, которая читается обычно на младших курсах и в небольшом объеме, позволяет изучить лишь основы пользования компьютером (его устройства, текстовый и графический редактор), что относится к задачам средней школы. Другие возможности компьютерных технологий (базы данных, гипертекст, геоинформационные системы, подготовка презентаций, проведение аналитической обработки количественных данных с помощью типовых программных средств – электронных таблиц, систем статистического анализа и т.д.) остаются за гранью тематики указанной дисциплины. В связи с этим видится необходимым решение следующих задач: смещение акцентов в обучении с изучения технических аспектов на технологические и увеличение учебных часов за счет введения факультативов, спецкурсов, самостоятельных вариантов работы. Но главным представляется разработка и реализация в рамках учебного плана концепции многоуровневой подготовки в области компьютерных технологий, предполагающей освоение не только основ компьютерных знаний, но и наиболее сложных и востребованных сегодня технологий. Важнейшей составной частью данной концепции должно быть ознакомление студентов с теми направлениями компьютеризации, которые реализуются в музейной и архивной практике. Отмеченный подход обусловлен тем, что выпускники исторических факультетов закономерно востребованы музейной сферой и часто пополняют ряды музейных работников.
Учебный план подготовки историков и исторков-архививстов на историческом факультете Уральского государственного университета предполагает набор дисциплин, связанных с музейным делом. Это – музееведение, археология, этнология, история мировой и отечественной культуры, информационные системы в архивном деле и управлении, музеи и библиотеки, памятники истории и культуры и их охрана, автоматизированные архивные технологии.
В рамках курса «Музееведение» и в ходе прохождения музейной и архивной практик студенты получают возможность познакомиться с основными направлениями работы архивов и музеев, в том числе с теми автоматизированными системами, которые в них используются.
Лекционно-практический курс «Автоматизированные архивные технологии» знакомит студентов с информационными системами, которые востребованы, как в архивной, так и музейной отрасли. Прежде всего речь идет о базах данных учетного, тематического и административно-управленческого характера (СУБД Oracle, Q&A, MS ACCESS 2000, CDS ISIS/M, программный комплекс “Архивный фонд”, программы автоматизации научно-справочных библиотек). На практических занятиях в компьютерном классе студенты имеют возможность поработать с тематическими и учетными базами данных, сформированными в государственных архивах Свердловской области. Кроме того, в тематике курса уделяется внимание новым подходам к проблеме использования информационных ресурсов российских архивов, путем создания электронных каталогов, документальных и справочных публикаций, электронных архивов.
Определенным шагом в направлении реализации концепции многоуровневой подготовки в области информационных технологий в Уральском государственном университете можно считать тот факт, что студентам исторических специальностей помимо обязательного курса информатики читается дисциплина «Математические методы в гуманитарных исследованиях» (32 часа), а для магистрантов разработан практикум «Компьютерные технологии в исторических исследованиях», призванный ознакомить с основными возможностями технологий баз данных, табличных процессоров, систем подготовки презентаций. Вместе с тем, этого явно недостаточно: необходимо более плотное взаимодействие между учебными дисциплинами, увеличение часов на практические занятия в компьютерном классе. Решение последней проблемы тормозится по причине перегруза учебного плана историков и недостатка квалифицированных кадров преподавателей, владеющих новыми программными подуктами.
В то же время, историческом факультете ведется подготовка специалистов – документоведов, которые перспективны для управленческой сферы, в том числе и музейной. Учебный план документоведов в большей степени насыщен инновационными дисциплинами – информационные системы в управлении, программное обеспечение информационно-аналитической деятельности, компьютерные информационные технологии в документационном управлении, сетевые информационные технологии, информационное обеспечение управления, информационная безопасность и защита информации, информационные ресурсы.
Таким образом, можно выделить как объективные, так и субъективные моменты, влияющие на уровень и качество подготовки историков в области информационных технологий. К объективным можно отнести необходимость совершенствования стандарта обучения историков в сторону усиления внимания к методологическим аспектам подготовки. К субъективным – позицию факультета, у которого имеются потенциальные возможности для уточнения и дополнения учебных программ. В некоторых случаях требуется преодолении инерции и стереотипов, сложившихся в традиционном исторического образования. Самым перспективным направлением в этом отношении является создание проблемной лабораторий исторической информатики, а, в идеальном случае, и кафедры, как это произошло в МГУ.
Без сомнения, большую роль в решении проблем компьютерной подготовки историков играет знакомство с основными результатами и направлениями автоматизации музеев и библиотек. Одной из форм ретрансляции такого опыта, помимо конференций и выставок, сегодня является создание сайтов архивных и музейных организаций в Internet.
|