База данных фондов музея как важный ресурс научно-исследовательской деятельности
Одним из основных направлений деятельности любого музея, независимо от его профиля, является научно-исследовательская работа, напрямую влияющая на другие аспекты музейных функций – хранение и комплектование фондов, создание постоянных и временных экспозиций, информационное обслуживание посетителей и т.д.
Использование новых технологий существенно изменило представление о методах исследования и самом подходе к объекту изучения. Неоднозначность и многоплановость описания музейного предмета, с одной стороны, и возможность размещения в одном электронном научном паспорте разнообразной и неоднородной информации, с другой, породили новое поколение исследователей, не ограничивающихся уже привычными статистическими данными учетно-каталожных сведений. Физические носители, сколь бы подробными и объемными ни были, не способны генерировать качественно иную информацию, какую могут дать структурированные электронные каталоги.
Такими своеобразными электронными каталогами являются музейные базы данных. Для большинства сотрудников Чувашского государственного художественного музея база данных, созданная с помощью программы «АС МУЗЕЙ», при переходе на ее третью версию стала весьма действенным инструментом в изучении собрания музея. Причем, довольно быстро усвоенные навыки поиска отдельных сведений сформировали потребность в получении новой информации. Однако большие возможности «АС МУЗЕЙ-3» с ее многообразием и «прозрачностью» полей сами по себе не могут создавать требуемые отчеты. Информацию необходимо внести, и чем большее количество полей будет заполнено, тем больше возможностей будет у исследователя для анализа, сопоставления и обобщения научных результатов. Привычный набор каталожных данных необходимо дополнять из множества письменных источников: архивов, монографий, статей, каталогов и прочего. К этой категории данных, требующих привлечения дополнительных источников, следует отнести ретроспекцию состава выставок, документов поступления (в старых учетных книгах эти сведения не всегда присутствуют), сдатчиков, возможно полные сведения об авторах, лицах, связанных с произведениями, при этом каталожные данные письменных источников параллельно вносятся в соответствующие поля: «библиография», «архивные документы», «источник информации».
Это довольно рутинное и утомительное занятие, но крайне необходимое, потому что на следующем этапе внесенные сведения используются для заполнения других полей, размещенных в соответствующих вкладках. К примеру, задав поиск в справочнике авторов по полю «местожительство», можно довольно легко и быстро отобрать авторов, живущих в одном городе, а затем уже внести дополнения в большие массивы научных паспортов предметов по полям «страна» и «город» и потом использовать полученные данные напрямую, минуя промежуточные действия. Таким же образом можно выявить и обозначить и иные сведения, не отраженные в учетных документах или других источниках.
Подобное использование первичной информации для создания дополнительной ведет к дальнейшему производству новых данных, что, в конечном счете, приводит к расширению научной базы в электронной базе данных музейных фондов. В процессе научно-исследовательской работы созданные таким образом сведения можно сгруппировать по разным параметрам, систематизировать целые классы музейных предметов, вычленить исключения и т.д. Такой метод позволяет провести анализ творчества отдельного автора, выявить особенности творческой группы или школы, специфику художественной жизни определенного периода времени или места. Возможность программы «АС МУЗЕЙ-3» сочетать разные аспекты, характеризующие музейный предмет, стало инновационным для научно-исследовательской деятельности музея.
|