АДИТ-2005. Тезисы доклада
Тема: "Музеи и Университеты: в чем точки соприкосновения"
Пролеткин Игорь Викторович
  Саратов
  Поволжский региональный центр новых информационных технологий Саратовского госуниверситета
  начальник отдела ГИС
  Тел.: 845-2-51-55-14
  E-mail: proliv@sgu.ru
 
Калинина Людмила Леонидовна, СГХМ имени А.Н.Радищева
Шпак Мария Евгеньевна, СГХМ имени А.Н.Радищева

Музеи и университеты.
От точек соприкосновения к направлениям совместной деятельности.

В данном докладе нам хотелось бы:
· поблагодарить руководство АДИТ за постановку проблемы “Музеи и университеты. В чем точки соприкосновения” на своей очередной конференции в г. Казани;
· рассмотреть различные точки соприкосновения между музеями и университетами;
· отразить опыт сотрудничества Саратовского государственного художественного музея имени А.Н.Радищева и Саратовского государственного университета имени Н.Г.Чернышевского по внедрению информационных технологий в музейной деятельности;
· отнестись к опыту взаимодействия музеев и университетов в этом направлении на примере зарубежных стран;
· осветить тенденции, которые проявляются при решении данной проблемы в России.
Безусловно, в своем материале мы будем говорить о направлении по использованию информационных технологий, особо не затрагивая другие возможности взаимодействия музеев и университетов.
Но прежде рассмотрим те точки соприкосновения, которые можно обозначить между музеями и университетами.
Первая точка соприкосновения – территориальная. Университеты России имеются практически во всех крупных городах нашей страны, а таких на ее просторах - несколько сотен. И в тех же самых городах обязательно есть музеи различного типа – от художественных до краеведческих, от мемориальных до этнографических, от литературных до исторических и т.д. Причем, тенденция открытия новых университетов, их филиалов, представительств, проявившаяся в последнее время, постепенно распространяется от крупных городов к малым, в глубинку страны, где уже имеются или создаются свои, пусть и небольшие, музеи. Примером этой тенденции может служить открытие в последнее время филиалов и представительств Саратовского госуниверситета практически во всех городах и многих районных центрах Саратовской области, в которых исторически существуют различные музеи. То есть, музеи и университеты, в большинстве своем, территориально привязаны друг к другу.
Вторая точка соприкосновения заключается в том, что каждый крупный или средний музей имеет или образовательный отдел, сектор или отдел музейной педагогики, или те подразделения, которые занимаются образовательным процессом. В тоже время, во многих университетах есть свой музей, а порой и целый набор их. Ярким примером этого является Казанский государственный университет имени Н.Лобачевского, в котором имеется целое созвездие различных университетских музеев. То есть, все это свидетельствует о пересечении интересов музеев и университетов.
Еще одна точка соприкосновения заключается в том, что многие сотрудники музеев являются выпускниками вузов или местных университетов, а некоторые из них в той или иной мере задействованы в чтении лекций и проведении практических занятий или летних практик студентов (причем на базе самих музеев). Кроме этого, есть немало примеров, когда университетские преподаватели являются консультантами или напрямую участвуют в работе тех или музеев и так далее. То есть, среди музеев и университетов уже сложились определенные контакты и первые партнерские отношения.
Следующая точка соприкосновения – ресурсная. Все музеи, в той ли иной мере обладают уникальными культурными ресурсами – экспонатами, документами, которые выставляются в экспозициях и на выставках или хранятся в архивах и фондах, и которые свидетельствуют о культуре, истории, географии или какой-то другой самобытности той территории, на которой они находятся. В тоже время, университетам для обучения своих студентов необходимы уже не столько культурные ресурсы, сколько созданные на их основе различные информационные ресурсы и продукты, на которых может и должен строиться сам процесс обучения.
При этом, стремительный процесс информатизации и компьютеризации за последнее время охватил практически все университеты. Университеты по своей оснащенности техническими и программными средствами далеко опередили музеи в этом направлении. Но, обладая современными возможностями, университеты, зачастую, не являются владельцами тех уникальных материалов, из которых можно получать новые и эксклюзивные информационные ресурсы. И только объединение усилий музеев и университетов в данном направлении, может привести к взаимному успеху. Именно это, свидетельствует о потенциальной взаимной заинтересованности музеев и университетов по созданию на базе культурных музейных ресурсов различных информационных продуктов и их дальнейшем совместном использовании.
Можно найти и рассмотреть еще не мало точек соприкосновения музеев и университетов, но остановимся на этих.
Итак, как показывает анализ точек соприкосновения музеев и университетов – они все объективны и все они свидетельствуют о тесной потенциальной взаимосвязи между двумя типами этих организаций.
Однако, одно дело иметь потенциальную взаимосвязь и определенную заинтересованность, а другое - попытаться реализовать эти возможности на практике, в виде направлений совместной деятельности или совместных проектов.
Четырехлетний опыт работы в этом направлении авторов данного материала, которые представляют с одной стороны крупный классический университет (Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского), а с другой стороны музей федерального подчинения (Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева), показывает, что в решении поднятой проблемы есть хорошие возможности, значительные перспективы, но и свои трудности.
Сотрудничество между музеем и университетом, в лице Поволжского регионального центра новых информационных технологий СГУ (ПРЦ НИТ СГУ), началось летом 2001 года, когда по просьбе руководства Радищевского музея, сотрудниками центра была разработана концепция и программа “Музейного ресурсного центра”.
В Проекте, который объединил Концепцию и Программу работ по созданию "Музейного ресурсного центра" были прописаны несколько этапов: концептуальный, организационный, информационный и управленческий, постепенное прохождение которых позволило бы привести в целом к созданию самого "Музейного ресурсного центра".
Следующими шагами сотрудничества стала разнообразная помощь в реализации данного Проекта, которую для музея начали оказывать сотрудники ПРЦ НИТ СГУ:
- разработка положения об отделе по развитию музея, его основных целей и задач, структуры и взаимодействия с другими подразделениями музея;
- обучение сотрудников музея работе с информационными технологиями;
- совместное создание различных web-ресурсов по музейной тематике;
- организация и выпуск электронного информационного бюллетеня музея;
- предоставление ПРЦ НИТ СГУ бесплатного хостинга для создаваемых web-ресурсов музея и их поддержка;
- участие в организации и проведении семинара для сотрудников музеев Поволжья по применению информационных технологий в музейной практике, который был проведен в феврале 2002 года на базе музея и университета;
- совместное участие в различных проектах и грантах (Минкультуры РФ, фонд Сороса, Культурная столица Поволжья, конкурс социокультурных проектов ПФО, конкурс “Меняющийся музей в меняющемся мире”);
- участие с докладами на различных семинарах и конференциях по музейной тематике (Нижний Новгород, Саратов, Москва, Пушкинские Горы, Томск, Санкт-Петербург, Судак, Самара, Лондон и т.д.).
Все это, в целом, вылилось в совместную учебно-научно-практическую деятельность, которая приносит положительный эффект как музею, так и университету.
За четыре года сотрудниками отдела по развитию музея и ПРЦ НИТ СГУ были реализованы три этапа выполнения проекта “Музейный ресурсный центр”, наработаны многочисленные информационные ресурсы и продукты, осуществлены десятки различных музейных проектов, принято участие более чем в 20 конференциях, семинарах и фестивалях, как в России, так и за рубежом, и опубликовано более 40 совместных научных статей.
За это же время к работам музея и центра было привлечено в качестве волонтеров более 10 студентов университета, которые сумели закрепить полученные знания, и получили первые навыки и опыт практической деятельности. При этом, два студента механико-математического факультета СГУ, в данный момент, уже работают в штате отдела по развитию Радищевского музея, выполняя обязанности программистов музея.
За это время, в Радищевском музее, информационные технологии стали основным инструментом работы сотрудников практически всех служб и широко применяются не только для продвижения имиджа музея, но и в научной, издательской, учетно-хранительской, экспозиционной и выставочной деятельности.
Однако, при всей многоплановости и серьезности сотрудничества между двумя нашими структурами надо признать и то, что оно происходит больше на добровольной или инициативной основе и не формализовано в виде соглашения или договора о сотрудничестве, который позволил бы вывести проводимые работы на другой уровень и придать им иное звучание. Да и попытка организации в ПРЦ НИТ СГУ отдела или иной структуры по музейной проблематике, не встретила положительного отклика в руководстве университета и, естественно, во многом сдерживает перспективы дальнейшего развития. То есть сам университет не в полной мере еще осознал те возможности и перспективы сложившегося сотрудничества.
Если же посмотреть на опыт зарубежного сотрудничества музеев и университетов в сфере применения информационных технологий, то можно отметить следующее:
- музеи и университеты Европы и США очень активно сотрудничают в деле использования информационных технологий;
- зарубежные музеи являются генераторами идей или заказчиками по созданию тех или иных информационных разработок и предоставляют для этого свои необходимые культурные ресурсы;
- университеты являются активными проводниками внедрения информационных технологий в музейной сфере, беря на себя основную тяжесть по созданию тех или иных информационных ресурсов, программ, мультимедиа-продуктов и т.д.;
- в зарубежных университетах существуют различные структуры (кафедры, лаборатории, исследовательские центры и т.д.), которые, используя свое техническое и программное обеспечение, контингент преподавателей, исследователей, лаборантов и студентов, разрабатывают предложенные идеи и совместно с музейными сотрудниками доводят их до необходимого информационного продукта;
- на крупных зарубежных конференциях (EVA-London, EVA-Florence) по использованию информационных технологий в музейной сфере на 80% докладчиками являются представители различных университетов, которые являются главными исполнителями тех или иных работ;
- информационные продукты, полученные в результате совместной деятельности музеев и университетов, используются как в музейных экспозициях, выставках и иных формах, так и в самих университетах, при обучении студентов, проведении лекционных и практических занятий, исследовательской деятельности;
- на базе университетов и университетских технопарков, создаются венчурные фирмы, которые, используя проведенные разработки, предлагают их для внедрения в другие отрасли культуры, образования, развлечения и т.д.;
- в зарубежных университетах в последние годы открывается масса музеев самого разного типа, вплоть до художественных или центров современного искусства, которые совместно с исследовательскими структурами университетов, активно используя информационные технологии, начинают создавать самостоятельные информационные продукты.
Кстати, некоторые из этих тенденций, можно проследить и в России при изучении совместной деятельности музеев и университетов в информационном направлении.
Во-первых, к этому можно отнести программу Государственного Русского музея по открытию своих виртуальных филиалов, на которую в первую очередь откликнулись различные российские университеты. И таких виртуальных филиалов по России открыто уже не менее 10. Эти филиалы оснащены современным техническим и программным обеспечением, имеют значительные медиатеки и ориентированы, как на образовательные, так и на исследовательские цели.
Во-вторых, серьезную активность по участию образовательных структур в различных конференциях по применению информационных технологий в музейной сфере. Хорошим примером этому является конференция EVA-Москва, на которой за последние годы количество участников от университетов и представленных ими докладов имеет постоянный все возрастающий характер, что говорит о прямой заинтересованности университетских специалистов в этом направлении.
Однако, не все российские музеи и университеты еще осознали эти тенденции и не протянули руки сотрудничества друг к другу. Поэтому, пора перейти от поиска точек соприкосновения между нами к проработке серьезных направлений совместной деятельности.

 

 
  © АДИТ, 1997-2005