Техно-концептуальные принципы формирования
современного музея.
Cовременное музееведение, музейное дело, также как и большинство сфер человеческой деятельности испытали на себе серьезное влияние очередной волны научно-технической революции, характеризуейщейся грандиозным прорывом в области инфокоммуникационных технологий.
Активное использование телекоммуникационных систем и достижений современной инженерии во многом послужил тому, что музеи выходят на новый этап своего развития, приобретая новое качество экспозиционной работы.
Контингент публики, посещающей сегодня музеи, имеет запросы, обусловленные реалиями «…становления постиндустриального экономического уклада» [1], что позволяет сделать вывод о том, что для экспозиционной работы важны не только технократизм, а умение правильно расставлять акценты, способность связывать конкретную тематику экспозиции с ее идеей, умение донести идею до зрителя.
Выбор решений задач по формированию оригинальных и самобытных музейных экспозиций весьма неоднозначен и зависит от географических, экономических, этнокультурных и др. параметров. Но, выбор решений, в конечном итоге, определяет стратегические цели музейных организаций, находящихся в стадии реформирования и оказывает влияние на поиски решений экономических задач: самоокупаемости, привлечения инвестиций, реализации различных проектов и др.
Либерализация визового режима во многих странах мира сделала границы открытыми для путешествий и деловых поездок гражданского населения. Миллионы людей смогли воочию увидеть и «прикоснуться» к прекрасным образцам искусства разных исторических эпох, культурным памятникам, которые человечество накопило и сохранило в виде собраний редкостей, галерей, музеев, заповедников. Путешествия дают людям возможность не только испытывать эмоциональные ощущения от посещения историко-культурных памятников, но и сравнивать, оценивать разную степень реализации и эффективности этих «парков экспонатов». Поэтому музеи вынуждены уделять особое внимание уникальности представляемого контента, придавать экспозициям особую идеологическую контурность. Актуализация этого процесса - инициализация экспозиций, также как создание удобной инфраструктуры пользования информацией, выделяются в числе прочих задач по формированию (или реформированию) современных музеев, как особо важные, адекватно отвечающие запросам публики и современным процессам в области гуманитарной сферы, ответственной за приобщение людей к культуре и истории цивилизаций.
В докладе анализируются принципы реформирования Музея Национального культурного центра «Казань» с учетом изложенных автором точек зрения на решение подобных задач.
Сноски: 1. Е. Гильбо "Россия в постиндустриальном контексте".
|