АДИТ-2005. Тезисы доклада
Тема: "Информационное обеспечение туризма"
Кастосов Игорь Владимирович
  Нижний Новгород
  Нижегородский центр гостеприимства
  Директор по развитию, кандидат технических наук, доцент
  Тел.: (831-2) 43-49-24
  E-mail: kastosov@rol.ru

Сеть музейных визит-центров Нижегородской области: от виртуального филиала Нижегородского центра гостеприимства к полноценному визит-центру

Завершением проекта Нижегородского центра гостеприимства «Создание в городе Нижнем Новгороде туристской информационной системы Приволжского федерального округа» (грант фонда IREX, [1]) стало проведение семинара по развитию туризма в Нижнем Новгороде под руководством известных экспертов Н.А.Никишина, И.Николаева, О.Карповой, Ю.Рыбаковой. На семинаре были сделаны выводы о перспективности деятельности музеев в туристской сфере, более того о появлении модели «нового турбизнеса», основанного на консолидации музейно-туристских информационных ресурсов, оказании услуг туристу-индивидуалу и лидерству в этом процессе именно музеев. Анализ специалистами НЦГ развития туризма в Нижегородской области позволил сделать выводы о возможности построения сети визит-центров в малых городах и районах именно на базе музеев (как организаций наиболее подготовленных к этому кадрово, технически и интеллектуально).
Практическим подтверждением этой постановки вопроса стало успешное построение территориального филиала НЦГ на базе Балахнинского краеведческого музея в рамках проекта НЦГ «Межрегиональное развитие единой туристской информационной системы Приволжского федерального округа», поддержаного в 2004 году грантом фонда IREX [2].
Вторым важным фактором появления проекта стала негативная практическая оценка ряда музейно-туристских инициатив как в Нижегородской области так и в других регионах ПФО и России, оставшихся на практике лишь теоретическими проектами в силу их невписанности в реальный турбизнес. Деятельность НЦГ ориентирована прежде всего на развитие туризма как промышленной индустрии и вхождение музеев в этот процесс рассматривается и оценивается как вхождение равноправных партнеров по бизнесу со своим спектром прав и обязанностей.
Результатом вышеизложенного стала разработка нового проекта «Сеть музейных визит-центров Нижегородской области», который на текущем этапе является одним из главных приоритетов Нижегородского центра гостеприимства. Проект является партнерским проектом основных музеев трех малых городов Нижегородской области - Семеновского историко-художественого музея (Семенов – родина Хохломы), Балахнинского краеведческого музея (Балахна) и Павловского исторического музея (Павлово), которые уже имеют опыт совместного исполнения ряда грантов и проектов. Головным партнером, отвечающим за организационное, коммуникационное, технологическое и методологическое обеспечение всех участников проекта, является Нижегородский центр гостеприимства. Административная поддержка проекта оказывается отделом туризма Администрации Нижнего Новгорода и Департаментом художественных промыслов и туризма Правительства Нижегородской области. Еще два визит-центра будут созданы в музеях – победителях планируемого в проекте конкурса.
Проект ориентирован на создание при музеях сети визит-центров (МВЦ). К основным функциям МВЦ относятся: оказание информационно-туристских услуг различным клиентским группам (местное население, школьники, туристы, виртуальные туристы); создание туристского сайта города, туристское картирование района, подготовка описаний объектов туризма, подготовка и структурирование массива информации по рынку оказываемых туристских услуг; постоянная актуализация и индексация имеющихся информационных источников (сайты и порталы партнеров, буклеты, путеводители, другая рекламная полиграфия); работа с органами власти, формирование (или участие) районных программ развития туризма, инициация (или исполнение) заказов к местным бюджетам на модернизацию инфраструктуры туризма; взаимодействие с партнерами, другими музеями, властью, бизнесом (туриндустрия) и общественными организациями в области туризма; функционирование как местного центра гостеприимства. В качестве модельной схемы работы горизонтальных связей сети визит-центров рассматривается создание нового музейно-туристского маршрута «Нижегородские народные промыслы». В рамках взаимодействия с НЦГ на создаваемые визит-центры музеев возлагаются обязанности территориальных виртуальных филиалов НЦГ.
Целевые группы проекта можно разбить на 2 категории. Первая категория – это потребители услуг визит-центра: туристы и гости города, для которых появляется профессионально-подготовленная точка получения информационных туристских услуг на базе музея; население города, которое получает информационные туристские услуги по территориям Нижегородской области и Приволжского федерального округа (материалы подготовлены и постоянно актуализируются Нижегородским центром гостеприимства) и другим территориям (по заявке клиента); отдельной подгруппой здесь выступают школьники (школьные группы), для которых визит-центр готовит специализированные как выездные (для местных школьников) так и въездные (прием групп школьников) экскурсии; неорганизованные туристы (в частности автотуристы, которые не пользуются услугами турфирм), а также виртуальные туристы, для которых полноценный сайт является основой для принятия решения о посещении того или иного места, их консультирование и коммуникация при организации их приезда (как потенциально неохваченная турфирмами клиентская группа).
Вторая категория – это местные профессионалы, в деятельность которых внедряются новые технологии и приемы работы. Прежде всего – это специалисты музея, которые освоят новые приемы и технологии обеспечения работы нового сектора деятельности. Музей становится активным участником турбизнеса (занимая при этом новую позицию в местной туриндустрии) и получает средства для развития своей деятельности. В результате работ будут созданы новые рабочие места (гиды, экскурсоводы, например студенты гуманитарных ВУЗов, вставшие на учет в Центре занятости с оплатой от центра занятости) на период сезонной туристской деятельности, а также представлены дополнительные возможности для местных специалистов (экскурсоводы, мастера народных художественных промыслов, производители кустарных сувениров). Кроме того, привлечение в малые города новых потоков туристов приведет к увеличению объемов оказываемых сопутствующих услуг, увеличению финансовых потоков и социо-экономическому развитию территории.
Анализ конкурентной среды можно разбить на 2 составляющих. Первая связана с определением институции, которая в малом городе может функционировать как визит-центр (или центр гостеприимства. Теоретический анализ специалистов НЦГ привел к мысли о том, что именно на базе основного музея малого города (района) такой центр может существовать наиболее эффективно (проект и ориентирован на проверку этой идеи на практике с учетом положительного опыта пилотного проекта 2004 года на базе БГКМ). Конкурентами здесь могут быть либо фирма, занимающая такую позицию (в результате вместо туристского сайта города часто получается рекламный сайт фирмы) либо информационный туристский центр, имеющий бюджетное (программа развития туризма) или коммерческое финансирование (достаточно редкая ситуация).
Вторая ситуация конкуренции связана с вытеснением музея из туриндустрии, превращение его в пассивный ресурс, потребляемый турбизнесом на формулируемых им условиях. При этом музей отстраняется от информационных и финансовых потоков турбизнеса – с одной стороны, а с другой – у музея нет стимулов для развития деятельности в области туризма и предложений новых турпродуктов. Обе эти конкурентные ситуации и пытается разрешить проект.
Таким образом, проект ориентирован на включение музеев малых городов в технологическую цепочку современной туристской индустрии на принципах существования равноправных бизнес-партнеров.

Сноски:
 
Литература.
1. И.В.Кастосов, И.П.Смирнова, А.В.Соловьева. Портал www.welcomeNN.ru как концептуальный стержень информационно-туристской системы Нижегородского региона и Приволжского федерального округа.// Материалы Всероссийской научно-технической конференции "Интернет и современное общество IMS/IST''2004", Санкт-Петербург, Изд-во СПбГУ, 2004, 3с.
2. И.В.Кастосов, И.П.Смирнова, А.В.Соловьева, М.В.Сучкова. Межрегиональное развитие единой туристской информационной системы Приволжского федерального округа.// Труды Международной конференции "Electornic and visual arts EVA''2004", Москва, Государственная Третьяковская Галерея, 2004, 3c.

 

 
  © АДИТ, 1997-2005