Электронный музейный предмет: новая аутентичность
Чаще всего современные средства отображения информации используются в музейном деле как вспомогательные средства, облегчающие работу по учету и хранению (музейные АИС), поясняющие представленное в экспозиции (своего рода электронные этикетки и экспликации) и дополняющие ее (предъявление предметов, не включенных в экспозицию). Свое место рядом с традиционными изданиями на <бумажном носителе> заняли музейные CD-ROMы и веб-сайты. Не меняется суть дела и в тех случаях, когда современные технические средства используются как инструменты предъявления хранимого музеем материала (демонстрация кинофрагментов в экспозиции музея кино; показ объектов видео-арта в музее современного искусства; и т.п.).
В данном докладе будет рассмотрен особый случай, все чаще встречающийся в современной музейной практике. Речь идет о специально созданных аудио, видео и мультимедийные программах, выступающих равноправными участниками экспозиционного <действа> наряду с традиционными музейными предметами.
Первый и наиболее простой вариант - использование средств мультимедиа в художественных экспозициях, когда программа является составной частью представленного объекта. Например, в 2003 году Музей этнологии в Лейдене (Нидерланды) показал выставку политической карикатуры, где рядом с карикатурными рисунками были выставлены мониторы, демонстрирующие телеинтервью изображенных персонажей. Это значительно увеличивало эффект воздействия графических листов, и все же, наверное, можно представить себе экспозицию карикатуры и без упомянутых видеоматериалов. Однако сегодня мы все чаще сталкиваемся с более радикальным подходом. Типичным становится прием, когда в экспозиции выставлено произведение современного искусства, а на стоящем рядом мониторе автор демонстрирует свое творение и произносит по его поводу некоторый текст. Это выступление неверно было бы назвать <комментарием>, т.к. в рамках эстетики постмодернизма оно оказывается равноправной частью произведения, не менее значимой, чем сам предмет, созданный руками художника. Более того, в данном случае материальный и мультимедийный объекты неотторжимы друг от друга и не могут быть предъявлены зрителю по отдельности.
Ситуация равноправия, экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов возможна не только в художественных экспозициях. Приведем несколько примеров подобных пар из разного типа музеев:
- Музыкальный инструмент и его звучание (Музей музыки, Стокгольм; Дом музыки, Вена)
- Чучело птицы и запись ее пения (Дарвиновский музей, Москва)
- Наряд шамана и видеозапись ритуального танца (Музей этнологии, Лейден)
- Форма и снаряжение знаменитого хоккеиста и фрагмент матча с его участием (Музей хоккея, Торонто)
- Чучело животного и видеофильм, показывающий животное в естественной среде обитания (Музей <Натуралис>, Лейден)
- Технические объекты и демонстрация их действия на мониторе (Музей Немо, Амстердам; Музей науки, Лондон; Музей техники, Вена)
Заметим, что в большинстве упомянутых случаев мы имеем дело не просто с парными объектами, а с парами <предмет - процесс>, что и создает ситуацию их равной экспозиционной значимости.
И, наконец, в контексте избранной темы наиболее интересна ситуация, когда подлинный материальный объект не может быть представлен в экспозиции и мультимедиа принимает на себя его функции (демонстрация работы доменной печи, молекулярных процессов, извержения вулкана, геологической структуры Земли и др.). Понятно, что все это может быть показано и с помощью традиционных средств (макеты, схемы и т.п.), но современные средства отображения информации оказываются в данном случае куда более зрелищными, а главное более подлинными, чем что-либо иное. Подобная практика использования мультимедиа широко распространена в естественно-научных и технических музеях, но встречается также в музеях художественного и исторического профиля (Музей импрессионизма в Овере, Франция; Музей М.Т.Калашникова, Ижевск).
Рассмотрим последний более подробно. Музей М.Т.Калашникова открылся в 2004 году в специально построенном здании. Сложности в подборе материала были обусловлены судьбой и характером профессиональной деятельности меморируемой личности:
- М.Т.Калашников родился в крестьянской семье, которая в конце 1920-х годов была раскулачена и сослана, а родной дом будущего изобретателя сожжен. Никаких материальных свидетельств, относящихся к периоду детства и юности Калашникова не сохранилось.
- Большую часть жизни М.Т.Калашников был засекречен, не со всех его разработок этот гриф снят и сегодня.
- Несекретный материал давно разошелся по музейным коллекциям (Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, Петербург; Музей Ижевского машиностроительного завода; Тульский государственный музей оружия; и др.), и владельцы не собираются с ним расставаться.
В этой связи главными экспонатами музея стали семнадцать специально созданных видео и мультимедийных программ. С их помощью удалось реализовать концепцию музея <от первого лица>, когда сам герой рассказывает посетителю о своей жизни. Отрывки из мемуаров Калашникова и видеозаписи его рассказов чередуются с кадрами кинохроники, показывающими самого Калашникова, его изобретения и исторические события, на фоне которых разворачивалась его деятельность.
В данном случае видео и мультимедийные программы оказались в экспозиции едва ли не единственными аутентичными объектами. Все остальное (средовой материал, муляжи оружия, дизайнерские инсталляции), скорее создают фон, среду, в которой предъявляются электронные экспонаты.
|