АДИТ-2005. Тезисы доклада
Тема: "Технологические и программные новинки в электронной экспозиции"
Лунёв Святослав Игоревич
  Москва
  Государственный Исторический Музей
  Инженер программист
  Тел.: +7-926-350-13-85
  Факс: +7-095-924-55-42
  E-mail: xshmadm@shm.ru
 
Давыдов Денис Васильевич, начальник отдела КТиТ ГИМ.
Иванова Екатерина Юрьевна, реставратор.

Новый тип музея в контексте проблемы общения посетителя с оригиналом.

Когда встречаю незнакомый термин сразу же хочется разглядеть его со всех сторон - поиграть в слова, понять, оценить чего же он стоит и ЕСТЬ ЛИ В НЁМ ЧТО-НИБУДЬ ДЛЯ МЕНЯ?
Итак, "Музей нового типа", сразу же хочется спросить, где тот самый "новый тип", для которого мы хотим делать музеи? Потом понимаю, что, видимо, всё-таки имеется ввиду "Новый тип музея". Ну хорошо, пусть новый, пусть тип, пусть в конце концов музея. А что это значит? И так ли уж он нов? Пускаю свободные ассоциации.. "новый тип".. "информатизация".. "виртуальная выставка".. "аудио-видео презентации".. "интерент".. "кругом весело и всюду много новой техники".. почему-то в голову приходит мысль о планетарии, большом таком зале с высоким куполом, на котором проецируется ночной небосвод двухтысячелетней давности, затем на стенах возникает Брахмагупта, изучающий звёзды, римляни, мостящие дороги через вересковые пустоши и где-то там всенепременно Исус Христотс! Класс! Зову друзей, покупаем билеты!
Но что-то я не понял, причём тут музей? Мои ассоциации меня куда-то не туда завели или всё-таки коллективное бессознательное не подвело меня и музей будущего во всех головах выглядет, как малтимеда комбаин истории? Думаю, плюс-минус так и есть. "Новый тип музея" или "Музей нового типа"- это информатизация на всех парах по всем медиа-направлениям давно известных исторических истин.
Да, безусловно, в современном мире без современных технологий музею никуда. Но, как говорится, есть один нюанс! И хотя мы о нём почти не говорим, но мы о нём думаем - а что мы будем показывать посетителю? Невротические фантазии автора малтимедиа-контента, который, как елочные украшения, будет свисать со всех веток музейной деятельности, или неподдельную магию оригинала? Ответ очевиден - и то и то. Ведь со временем сами фантазии своременного автора могут вполне стать оригиналом, достоянием истории, и будут награждены вниманием потомков. Здесь необходим баланс - с одной стороны, надо дать возможность авторам проявить старую историю в новой информационной силе, а с другой дать возможность посетителю общаться не только с фантазиями автора, но и с подлиником.
Как сдлать "Новый тип музея" не старой песней о главном и не новой песней о старом, а всё-таки новой песней о новом и самом главном старом?

 

 
  © АДИТ, 1997-2005